Организация любого мероприятия – это своего рода игра: для тех, кто готовит праздник, для тех, кто его ждет, и даже для тех, кто делает вид, будто не замечает, что вокруг происходит. А если это не просто корпоративная вечеринка, а день рождения шефа? Как достойно и небанально организовать празднование? Конечно же, на этот вопрос нет и не может быть единственно верного ответа, поскольку нельзя рекомендовать один и тот же рецепт всем. Разные люди совершенно по-разному могут отреагировать на то или иное поздравление, шутку. Как же быть? Ведь нам хочется, чтобы все прошло как нельзя лучше.
Возможны варианты
Начнем с того, что возможны два основных варианта подготовки праздника. Вариант первый: руководитель участвует в подготовке собственного юбилея; вариант второй – когда он не знает, что ему собираются преподнести сюрприз.
При первом варианте на юбилей зачастую приглашают партнеров компании, руководителей компаний-конкурентов, чиновников. В этом случае юбилей превращается в своего рода PR-мероприятие, на котором демонстрируется сплоченность коллектива и отношение к директору. В этом случае руководителю желательно участвовать в подготовке праздничного мероприятия, ведь он кладет на жертвенный алтарь компании собственный юбилей.
Обычно участие руководителя требуется тогда, когда есть опасность, что подчиненные могут переусердствовать в восхвалении шефа и выставить его, а следовательно, и компанию, в неприглядном, смешном виде. Примеров, когда руководитель принимает участие в подготовке праздника, сегодня все больше: компании становятся сплоченнее, приобретают новых партнеров, в том числе и зарубежных, и поэтому празднование дня рождения руководителя становится масштабным, его не скрывают, а наоборот используют в целях раскрутки компании и ее продукции. И это, в общем-то, неплохо. Если креативно подойти к организации мероприятия, то в результате все останутся довольны – и гости, и шеф, которому будет приятно, что его день рождения не стал акцией для дежурной галочки.
Если выбран второй вариант, когда коллектив сам занимается подготовкой дня рождения шефа, а руководитель при этом ничего не знает (или делает вид, что не знает), то самое главное в этой ситуации – не перемудрить. Осторожно подходите к предложениям коллег разыграть начальника: это очень опасная затея, имеющее множество подводных камней. Сегодня вообще модно разыгрывают знакомых, родственников, сослуживцев, начальников. Сам по себе розыгрыш – вещь замечательная. Если он добрый, с юмором, это здорово, но почему-то очень часто такой способ поздравления юбиляра практикуют в очень агрессивной, порой опасной форме. Не думаю, что ваш руководитель получит огромное удовольствие, когда в офис компании ворвутся грабители, заставят открыть сейф и мимоходом «застрелят» главного бухгалтера. Коллектив компании будет в восторге, но не юбиляр. Хорошо, если обойдется без скорой помощи.
В России существуют профессиональные компании, которые занимаются организацией и проведением таких проектов, но это сложные концептуальные проекты, как правило, очень дорогие и трудозатратные. И следует десять раз подумать, прежде чем заказывать такие дорогостоящие услуги, ведь достаточно сложно предугадать, как все это будет воспринято сотрудниками и руководителем. Программа мероприятия и само поздравление должны понравиться в первую очередь самому юбиляру, а сотрудники должны получить удовлетворение от подготовки этого события. Хорошее мероприятие может стать традицией в компании, а в дальнейшем стать ритуалом, своеобразным атрибутом корпоративной культуры.
Так что же можно придумать эдакого?
Конкретного рецепта проведения торжества не существует, самое главное – это искренность и желание сделать настоящий подарок руководителю.
Коллектив и руководитель наверняка порадуются, если будет какое-нибудь «материальное выражение» праздника, например видеопоздравление – благо, сейчас это доступно. Можно подготовить поздравление в виде телевизионных новостей, документального или художественного фильма. В этом проекте могут принять участие все сотрудники компании, друзья юбиляра, его родственники.
Обычно проходит на «ура» театральное действо по сценарию жизни и деятельности юбиляра, в котором используется фактический материал и рассказы очевидцев. Будет очень здорово, если организаторы привлекут к участию старых друзей юбиляра, его однокашников, учителей. Это всегда очень трогательно и приятно, ведь главное в празднике – это эмоции. Организаторов не должна пугать идея театрального варианта мероприятия, ведь спектакль может быть как масштабный, так и камерный, устроенный как в большом помещении, так и в офисе. В подготовке могут быть задействованы все сотрудники компании.
Можно выпустить газету, посвященную празднику, подготовить телевизионную программу для внутреннего телеканала, сделать праздничную страницу в интернете и многое другое.
Праздник с душой
Юбилей шефа – это не только хороший ресторан, престижные артисты, теле- или кинозвезда в качестве ведущего. Это, конечно, хорошо, но все пышности и формальности поблекнут, если в этом не будет души. Ведь ваш руководитель – один такой, и в свой день рожденья ему приятно будет ощущать, что это праздник, который с любовью был подготовлен именно для него, а не набор шаблонных поздравлений. Не нужно свадебных генералов – все должны быть вовлечены в происходящее.
Если в вашей организации нет заводил, которые могли бы заняться подготовкой празненства, можно обратиться в праздничное агентство, что во многих случаях является верным решением. Но учтите, что никакое агентство, какой бы профессиональный опыт ни был за его плечами, не знает так хорошо вашего руководителя и вашу компанию, как вы. Поэтому работа по подготовке праздника на всех этапах должна вестись совместно. Агентство должно получить очень подробный бриф (пожелания, техническое задание), поэтапный план выполнения заданий и список с указаниями того, кто за что отвечает. На этапе подготовки должен осуществляться строгий контроль, ведь на карту ставится репутация вашей организации и вашего руководителя.
Лучшая импровизация – подготовленная
С чего начать? Главное – информация и еще раз информация. Нужна подробные сведения о юбиляре – причем такие, которых еще никто еще не знает. Всю информацию в дальнейшем можно использовать в сценарии праздника. Для этого можно, сохраняя конфиденциальность, опросить родственников юбиляра, его близких друзей, достать уникальные фотографии: детство, юношество, студенчество и т.п. Необходимо поднять архивы компании, поговорить с партнерами, собрать круглый стол сотрудников компании, раскопать интересные случаи и истории. Многое может пригодиться.
После это необходимо определиться, каким будет мероприятие. Шуточное или торжественное? Какой сценический образ будет у виновника торжества? Шута или короля? Не нужно этого пугаться – многие руководители с большим удовольствием играют роль шута-затейника, тем самым показывая, что они такие же, как все, и на празднике готовы играть любую роль.
Само развитие действие на празднике должно идти по нарастающей: вступительная часть, начала действия, собственно праздник, финал, послесловие. Все подпункты сценария должны быть тщательно разработаны и прописаны.
Организаторам необходимо иметь четкое представление обо всех этапах праздника: когда начинает говорить ведущий, когда звучат поздравления и дарят подарки, кто первый произносит тост, когда происходит смена блюд, кто отвечает за конкурсы, игры, музыку и танцы, фейерверк и т.д. Конечно, небольшие отступления возможны, но не забывайте, что самая лучшая импровизация – хорошо подготовленная.
И не бойтесь фантазировать. У вас есть замечательная возможность вернуться в годы студенчества, окунуться в атмосферу старого доброго КВН. Идеи и еще раз идеи, свои, своих друзей, праздничного агентства, – все пригодится, все пойдет в общую копилку, а самое главное, праздник получится интересный, креативный и не похожий на все остальные.
Игорь Увенчиков
|