Власть и статус медиа строится на абсолютизации собственной коммуникативной модели. Эта абсолютизация диктуется боязнью потери преимущественного положения в социальных и информационных коммуникациях. Та же самая логика определяет современные технологические тренды.
Сеть стала серьезным стрессом для старых медиа, которые оказались вынуждены создавать он-лайн версии и заниматься электронным бизнесом. Такой же стресс испытывают традиционные медиа сегодня, когда с большими усилиями созданный баланс между офф-лайн и он-лайн коммуникациями явно нарушен в пользу последних, что заставляет их переориентироваться в качестве виртуальных цифровых медиа. И если приспособится к новым условиям в эпоху формирования сети было достаточно легко, так как традиционные медиа во многом сами диктовали правила игры, то сегодня уже сеть формирует самостоятельные коммуникативные модели.
На самом деле, абсолютизация медиа — является характерной чертой нашей культуры. Медиа приписываются этические качества и нормативы: бумажная книги и печатные издания лучше и достовернее электронных... Хотя и книга и газета — только формы передачи информации, не являвшиеся при этом (в историческом рассмотрении) единственными и исключительными. Им приписываются расширенные смысловые, идеологические и этические качества. Здесь гуманитарный дискурс неожиданно проявляет себя в качестве технократического, иначе как объяснить нашу фанатическую преданность технологиям?
Поэтому, борьба между коммуникативными технологиями и моделями идет не столько за интерфейсы, сколько за самих пользователей и за их восприятие, определяющие не только симпатию, но и лояльность системе в целом.
Достичь полный контроль над информацией можно только путем абсолютизации модели ее передачи и циркуляции; интерфейс становится главным элементом идентичности, приобретая расширенные коммуникативные и гуманитарные качества.
Веб 2.0 выступает конкурентом прежде всего сложившимся корпоративным структурам, но как абсолютизируемая модель захватывает частного пользователя; современные медиа все более становятся персональными.
В каком-то смысле веб 2.0 повторяет историю Apple и Microsoft в эпоху становления, когда они столкнулись с непониманием корпоративных гигантов наподобие IBM, отвергавших на тот момент не столько предлагаемые технические решения, сколько концепцию новой коммуникативной модели (персонального компьютера)...
Главным преимуществом модели веб 2.0 является не только новые технологии, а прежде всего — сформулированная и локализованная концепция.
Рассматривая феномен веб 2.0, следует отметить важное преимущество, заключающиеся в единстве информационной концепции и визуального стиля. Веб 2.0 можно назвать первым полноценным стилем, который в отличие от старого веба не копирует и не приспосабливает существующие художественные формы и стили, но сам вырабатывает дискурс и производит обратное влияние на визуальную офф-лайн среду. Это влияние заметно, например, в стилистике и графическом языке современных корпоративных логотипов и фирменных стилей.
Таким образом, веб 2.0 намного увереннее и естественнее чувствует себя в современных социальных коммуникациях, которые преимущественно являются визуальными коммуникациями. Веб 2.0 не только умеет говорить на этом визуальном языке, но способен самостоятельно формировать его дискурсивные практики, моду и основные тренды... Старый веб еще был не готов к такой постановки вопроса, хотя многочисленные декларации конца эры Гутенберга выдавали в нем это желание, не помогли даже такие перспективные технологии как флэш, так и не абсолютизированной в качестве тотальной коммуникативной модели.
Предполагаемый триумф веб 2.0 напрямую связан с интересным совпадением новых веб технологий, новой концепции построения социальных сетей и новой визуальной эстетики, обеспечивших искомую традиционными медиа цельность.
Таким образом, новый веб 2.0 только подтверждает универсальность старых механизмов борьбы за коммуникативное доминирование через абсолютизацию собственной модели.
Дискурс Власти в эпоху информационного общества столь же однозначен: может существовать только одна коммуникативная модель, которая признается единственно правильной («хороший гештальт»). Вокруг веб 2.0 уже создается мифология, построенная на противопоставлении старому: сайты 2.0 автоматически попадают под определение «хороших» или «социально ориентированных» ресурсов, точно также как раньше наличие веб сайта означало в корпоративном мире смысловые привилегии («солидная компания»)... Речь, на самом деле, идет о лояльности субъектов коммуникации по отношению принятой парадигме.
«Переговоры» о статусе веб 2.0 еще ведутся, в корпоративной среде нет единства (мимикрия под веб 2.0 не может вводить в заблуждение), вопрос остается открытым. Именно поэтому сторонники модели 2.0 ведут активное давление на сложившуюся систему, путем фактического формирования образцовой среды и воспитания пользователя и потребителя новой абсолютной коммуникативной модели...
|