№ 10 – JAMIROQUAI – Virtual Insanity
Режиссер: Джонатан Глэйзер
Земля уходит из-под ног…
Солист группы Джей Кей танцует в пустой белой комнате с движущимся полом и мебелью, которая периодически кровоточит.
Пожалуй – самое запоминающееся видео группы, заслужившее признание многих критиков.
В конце 90-х этот клип поразил сознание не одного тинэйджера. У меня лично он ассоциируется с новорожденным (и тогда еще талантливым) русским Mtv.
Режиссер Джонатан Глэйзер (фильм «Сексуальная Тварь»), бывший театральный художник, применил здесь свои сценографические навыки чрезвычайно умело: простые передвижные декорации в сочетании с бешеной энергетикой Кея составляют жесткую и цельную композицию. Видео построено на контрасте: Все динамичное в кадре окрашено в черный цвет (Джей Кей, двигающиеся диван и кресло), а все статичные элементы - светлые. Разливающаяся в финале кровь придает происходящему атмосферу “здоровой ненормальности”. Результат – сумасшедший драйв при минимуме художественных средств.
Кстати, «эффект движущегося пола» - это на самом деле всего-навсего передвижные стены с закрепленной на них камерой: пол как раз и не двигается.
№ 9 - BLUR - Coffee and TV
режиссеры: компания Hammer and Tongs
Тихое британское счастье.
Трогательная до слез история «живого» пакета молока.
На оборотной стороне пакета напечатано объявление об исчезновении молодого человека. Начав свой день в холодильнике семьи пропавшего, наивный пакетик самолично отправляется на его поиски, то и дело попадая в анекдотичные (а зачастую и печальные) ситуации. Заканчивает он свой день, возносясь на небеса… где упаковкам, наверное, живется лучше, чем на земле.
Если кого спросить - «что такое брит-поп?», то люди обычно сразу вспоминают именно это видео. Клип на песню Coffee and TV– главное воплощение этого постмодернистского музыкального направления.
Тут есть все: и драматизм, и типично английская манерность, и ностальгия по сентиментальным образам 60-х, так свойственная стилю брит-поп. Стоит упомянуть, что этот клип довольно эффектно промелькнул в сериале «Клан Сопрано»: там вслед за умилительной историей пакетика с молоком следует сцена жестокого убийства одного из мафиози.
№ 8 – BEASTIE BOYS – Sabotage
режиссер: Спайк Джоунз
Улицы разбитых фонарей.
Странный пародийный экшн про полицейских, выполненный в духе B-movie (фильм категории Б – одним словом, трэш) 70-х – одна из первых известных работ Спайка Джоунза (“Быть Джоном Малковичем”, “Адаптация”).
Прически в стиле диско, накладные усы, кокаин, «Кадиллак», взлетающий на поворотах.
Клип выполнен в форме заставки несуществующего полицейского сериала и повествует о буднях крутых американских копов и прочих брутальных парней. Под панковские гитарные запилы и речитатив Адама Горовица на экране происходит столько событий на квадратный сантиметр, что никто не в состоянии уследить за ними. Кто-то за кем-то все время гонится, попутно выбивая стекла и двери, кто-то перепрыгивает с крыши на крышу с рацией в руках, кто-то занюхивает порошок, другие раскалывают друг друга на допросах. Количество мелькающих в кадре персонажей, и титров, в которых перечислены их имена, не поддается счету. От всего этого действа внутри зарождается чувство какой-то первородной крутизны. В общем, «Грязный Гарри» тихо курит в сторонке.
№ 7 MASSIVE ATTACK - Teardrop
режиссер: Уолтер Стерн
Простые движения.
Massive Attack всегда стояли особняком по отношению к поп-культуре, и их клипы редко транслировались по музыкальным телеканалам. Исключением не стало и это видео, но тем не менее, именно оно получило награду MTV Video music awards в 1998 году. Как и сама песня, клип Teardrop парадоксальным образом сочетает в себе депрессивность с оптимизмом (правда, слабо выраженным)… Еще не рожденный младенец медленно двигается в утробе и заливается тонким голоском, а вокруг него темно и плавают какие-то ошметки. Но есть в этом видео нечто такое, что пробуждает самые светлые чувства. Отчужденный, но вместе с тем разумный взгляд эмбриона, его плавные движения, озвученные ангельским голосом Лиз Фрейзер… Все это …как ни крути – трогательно. Как сказал сам режиссер: «Мое видео – что-то вроде гимна жизни» – претенциозное утверждение, но тут его не оспоришь.
№ 6 ROYKSOPP – Remind Me
режиссеры: ludoeic hoplan, herve crecy
Призрак глобализма.
А вот это видео имеется на компьютере у каждого служащего корпорации (профиль не имеет значения) – Наверное, это фирменный знак «белых воротничков», или их коллективная мазохистская шутка.
Видео отображает один день из жизни британской девушки-клерка – но не просто так, а в виде схем и графиков. Вот она просыпается, идет в ванную, вот спущенная в унитаз вода попадает в океан и становится дождем. Вот живая корова, (впоследствии – ланч нашей героини), организм которой изящной таблицей раскладывается на пригодные к еде части… Все это снято как бы в аксонометрии, что добавляет клипу эффектной условности.
Клип выполнен в максимально упрощенной (в стиле приставки Денди) графике, которой обыкновенно иллюстрируют инструкции по сборке мебели, спасению утопающих и правильной эвакуации из самолета в случае аварийной ситуации. После просмотра этого “мульт-руководства по механизации и стандартизации собственной жизни” хочется все бросить, уволиться с работы и жить дикарем где-нибудь на Гоа.
№ 5 THE CHEMICHAL BROTHERS – STAR GUITAR
режиссер: Мишель Гондри.
На Север через Северо-запад.
Дом, дерево, дом, станция, дерево, дерево, дом… Трехминутная панорама из окна движущегося поезда под аккомпанемент мелодичной электроники. И БОЛЬШЕ - НИЧЕГО. Концепция видео настолько яркая и простая что невольно задаешься вопросом – а как до этого раньше никто не додумался?
Режиссером этого клипа выступил Мишель Гондри, выдающийся клипмейкер и человек, снявший фильм «Вечное сияние чистого разума», который вынудил многих людей пересмотреть свое отношение к актеру Джиму Керри. А фокус «полюбите Керри» удается только избранным…
Сила этого видео не только в самой концепции: если бы какой-нибудь дилетант просто заснял из окна свою поездку на электричке и наложил бы на это монотонный «дынц-дынц», это не вызывало бы (как в данном случае) такого сказочно-гипнотического ощущения – только сонливость. Эффектность клипа на «Star Guitar» в том – КАК он выполнен. Картинка – по колориту невероятно «сочная» (насыщенная), почти глянцевая. В кадре практически нет участков вне фокуса. То есть, можно в подробностях рассмотреть даже фонарный столб на горизонте – а это придает обычному пейзажу (а тем более – проносящемуся мимо) особую изысканность. И конечно же, нельзя не упомянуть про монтаж: сменяющие друг друга изображения производит впечатление беспрерывного потока, на деле же видео имеет десятки склеек. В итоге чередование заборов, столбов и зданий, дня и ночи идеально ложится на музыкальный ритм…..и ваше настроение.
№ 4 APHEX TWIN – WINDOWLICKER
Come to Butt-Head…
А вот это видео совсем не хочется препарировать, выискивать коды и концепции. Умничанье здесь совсем не катит. Хочется просто смотреть его с отвисшей челюстью и ни о чем не думать: ТЕЛКИ, ЛИМУЗИН, СИСЬКИ И ЗАДНИЦЫ…похабно танцующий бородач с зонтом, шлюхи, чьи лица вдруг покрываются прыщами и бородавками, а потом снова ЗАДНИЦЫ, ЗАДНИЦЫ…Бррр!
№ 3 UNKLE – Rabbit in your headlights
режиссер: Джонатан Глэйзер
Свет в конце тоннеля.
Мрачнейшая аллегория городского одиночества и отрешенности. Клип снят на одну из самых известных песен стиля ТРИП-ХОП, «Rabbit in your headlights», записанную проектом UNKLE совместно с солистом группы Radiohead Томом Йорком.
Сюжет: мы видим нервозного бродягу, шагающего по тоннелю в потоке быстро движущихся автомобилей. Он одет в грязную куртку с капюшоном на манер КЕННИ из сериала «South Park». Будто бы не замечая периодически сбивающих его машин, бродяга каждый раз поднимается и продолжает бесцельно брести по туннелю, шизофренически бормоча себе что-то под нос. Ни ушибы, ни уговоры шокированных водителей не способны сбить его с пути…Финал, когда наш герой сдирает с себя куртку и подставляет свое покрытое шрамами тело под приближающееся авто - самая торжественная и величественная сцена во всей истории видеоклипов. По пафосу (в хорошем смысле слова) и мужественности этот момент сравним, пожалуй, разве что с лучшими военными фильмами.
Вторая в этом списке (и лучшая в его биографии) работа Джонатана Глэйзера.
№ 2 Michael Jackson – THRILLER
Ночь живых мертвецов…
«Исторический человек» – говорилось о помещике Ноздреве в «Мертвых Душах», но не в том смысле, что он творил Историю, а в том, что постоянно ввязывался во всякие истории… Тем не менее и та и другая интерпретации применимы к Королю поп-музыки (скорее Королю Лиру поп-музыки): Историю он действительно творил, ну, а то, что мальчиков маленьких любил сильнее обычного – человечество ему простило.
Это видео – тоже история. Иначе бы оно не попало в наш список. 70% этого клипа – (по сегодняшним критериям) – полная ересь, однако остальные 30% - икона, знак эпохи и самые известные кадры, когда-либо транслировавшиеся по музыкальным каналам.
Фабула проста: Майкл, еще красивый, смуглый и по-хорошему слащавый, провожает ночью девушку и решает срезать путь через кладбище, чего, как учат нас фильмы ужасов, делать не стоит.
А Майкл делает, за что ему большое историческое спасибо – потому что дальше – после пяти занудных минут начинаются две горячие – те, ради которых стоило досмотреть: танец ЗОМБИ, самых настоящих – в запрелых похоронных платьях и потрясающе качественном гриме (а это, между прочим – далекие 80-е). К слову, этот танцевальный номер с нечистью впоследствии цитировался много-много раз, например – танец горилл в клипе на песню Clint Eastwood группы GORILLAZ. А когда сам Король оборачивается живой мертвечиной, так это вообще сказка! Любо-дорого смотреть как наш Майкл, со впавшими глазами, иссохшим ртом и в истлевшем красном костюме скользит по асфальту своей фирменной «лунной походкой», плавно изгибая разлагающееся тело.
Король умер! Да здравствует Король!
№ 1 THE PRODIGY – Smack My Bitch Up
Бери от жизни все!
Тестостероновая бомба. Идеальное музыкальное видео. Клип, способный взорвать психику зрителя, пробудить в нем самые низменные инстинкты. Коктейль из крови и пота, алкоголя и битого стекла. Это та планка вседозволенности в клип-арте, которую после этого Opus Magnum шведа Йонаса Анкерлунда не достиг ни один клипмейкер. Клип на самую агрессивную композицию THE PRODIGY прижимает вас к креслу как спортивный автомобиль, резко рванувший вперед.
Жесткий секс и неприкрытое насилие показаны здесь с таким смаком и упоением, что после просмотра возникает острое желание выйти на улицу и нарушить две-три статьи Уголовного Кодекса. К слову, о фабуле – в клипе демонстрируется – от первого лица, что уже крайне необычно – одна бурная ночь из жизни лондонского уличного гопника (гопницы, как выясняется в финале).
Душ, кокаин, глоток, драка, еще глоток – стулом по голове. Туалет, стрип-клуб, снова глоток – проститутка, булыжником по стеклу – постель… Но, к сожалению, описание маршрута главного героя (или героини) не в состоянии передать того шквала эмоций, который захлестывает вас при просмотре этого феерического зрелища, насквозь пронизанного ощущением свободы!
Павел Зельдович
|