История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Корпоративная культура: новый капкан капитализма

Что такое корпоративная культура? Что стоит за этими словами, активно эксплуатирующимися сегодня прессой и телевидением? Что означают картинки улыбающихся пластмассовыми улыбками менеджеров, чокающихся бокалами на корпоративном банкете?

Социолог С. Роббинс пишет: "корпоративная культура – это социальный клей, помогающий удерживать целостность организации за счет создания собственных стандартов мышления и поведения".

Учебник по менеджменту для студентов определяет к.к. как «комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологической атмосферы в коллективе».

Мероприятия корпоративной культуры различны. Совместный отдых всех сотрудников во внерабочее время, единая униформа. Коллективная молитва персонала в начале и конце рабочего дня, распевание собственного гимна – в особо тяжелом случае. Сотрудникам дарят подарки на дни рождения. «Глобальные» жизненные события типа свадьбы или рождения ребенка материально поощряются руководством и морально – остальными членами рабочего коллектива.

Кроме внешних проявлений корпоративной культуры существует еще и общий «дух» фирмы. В общих чертах это присутствие в головах рабочих таких ценностей как сплоченность, гармоничные отношения внутри фирмы, позитивность мышления, нацеленность каждого на благо для всего коллектива. Называется это все громкими словами «философия фирмы» и преподносится модными журналами и пособиями для директоров как необходимое условие успешного функционирования фирмы. Существуют и другие проявления к.к., но суть, я думаю ясна.

Сам собой напрашивается вопрос – зачем руководству тратить деньги на все эти вечеринки, премии и поощрения? Причем деньги тратятся не малые. (Лучше бы увеличили зарплату сотрудникам, чем тратить бабки на совместные вечеринки с явкой в принудительном порядке). Я постараюсь ответить на него. Всем хорошо знаком старый принцип взаимоотношений на производстве – недовольные, эксплуатируемые начальством подчиненные и само начальство – надменное, самодовольное, оторванное от своих работников, присваивающее себе львиную долю прибыли, платя рабочим мизерную зарплату. Такое положение вещей приводит к классовой ненависти, затем к классовому конфликту, далее следует революция. И еще вчера угнетаемые рабочие захватывают власть и прессуют капиталистов и иже с ними. Так происходило в Истории.

Сегодняшние руководители крупных корпораций и не очень крупных фирм - очень неглупые люди. Я объясню почему. Масштабные классовые войны, социалистические революций и массовые бунты рабочих – уже в прошлом и стали достоянием истории. Оглядываясь на опыт и события классовой борьбы директора фирм не испытывают никакого желания прийти завтра на работу и обнаружить, что офис опечатан ревтрибуналом, а секретарша, которая еще вчера смиренно готовила ему кофе сидит в его кресле и весело сообщает ему что он уволен. В истории это уже было и где гарантия, что не повторится вновь? На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру. В то время европейский пролетариат уже заявил о себе и Форд, будучи по-своему умным, понимал, что лучше не ходить с большим брюхом и сигарой у конвейера покрикивая на рабочих, а закосить под доброго дядюшку, заботящегося о настоящем и будущем своих подчиненных. Корпоративная культура представляет собой цивилизованную форму порабощения индивидов с помощью умелого навязывания руководством идеи «солидарности» верхов и низов.

Исходя из этих соображений, руководству представляется разумным поддерживать с коллективом хорошие отношения, хотя ох, как не хочется. Необходимо сгладить острые углы в отношениях между начальством и работниками, нейтрализовать естественные чувства раздражения и недовольства, возникающие у низовых подчиненных к альянсу руководства и топ-менеджеров. Снизить изначально существующую классовую предубежденность, уменьшить недоверие сотрудников, нейтрализовать социальную дифференциацию между рабочим и директором. Не допустить появления у работника мыслей о том, что его непрерывно эксплуатируют, лишая возможности наслаждаться жизнью, превращая его в животное, одержимое карьерой, сплоченностью сотрудников, отношениями в коллективе и успехами фирмы.

Вечеринки, пикники, премии, молитвы, личные инициативы и прочие акции окутаны ложной атмосферой сплоченности руководства и подчиненных. Путем ненавязчивого психологического обмана и материального поощрения руководство пытается убедить людей в своей заботе о них, в том, что ему небезразлично их настоящее и будущее. Культивируются фальшивые чувства общности и единства. На проведение корпоративных вечеринок и поощрения сотрудников компании тратят огромные суммы денег. Люди лишаются личной жизни вне работы – эта жизнь переносится на предприятие. Интересы человека вытесняются интересами фирмы, вместо друзей и знакомых – коллеги по работе, вместо матери и отца – суровые директора и холеные топ-менеджеры.

Жизни вне корпорации просто не существует. Эта ситуация хорошо описана в романе Д. Коупленда «Рабы Майкрософта», где стайка молодых работников Билла Гейтса даже во внерабочее время обсуждает 3 вещи: 1. Начальника 2. Коллег 3. Электронное программирование.

Крупная российская компания «Исток» пишет о своей к.к. :

Мы верим:
· В приверженность всех Сотрудников миссии и ценностям Компании;
· В установленные высокие стандарты и высокие ожидания;
· В высокий профессионализм наших сотрудников;
· В подход "Мы Вместе", а не "Мы против Них";
· В корпоративный дух - единую команду "МЫ" как залог делового успеха;
· В стремление каждого сотрудника внести вклад в развитие национальной экономики.

Попахивает сектантством, правда?

Не надо сетовать и паниковать по поводу возникновения тоталитарных сект в России. Самые мощные секты – секты современного капитализма, носящие имена корпораций - у вас под боком. Люди там (я сам работал в такой компании) одурманиваются ложным духом сплоченности и единства, и считают нормальным, что на свою зарплату они не могут купить даже одну из тех вещей, которые эта компания производит. «Но ведь о нас заботятся, мы будем праздновать новый год вместе с начальством» - говорят они. Присутствие рядом начальника и менеджера среднего звена успокаивает и дает волнующее чувство принадлежности к сильным мира сего.

Поэтому за ширмой мнимой заботы о благополучии сотрудников скрывается стремление ликвидировать противоречия между трудом и капиталом на социальном уровне, между господином и слугой – на уровне психологическом.

В бизнесе не делается ничего, что не приносит прибыли. Лучше вложить денег в party и премировать сотрудников. Тогда они не будут бегать в попытках создать профсоюз для защиты своих прав. Они будут хорошо работать. Осуществлять контроль становится намного легче. И фирма будет богатеть вместе с сотрудниками. Сегодняшний Бизнес хитер и использует исторический опыт в своих целях. Это их стратегия. Наша стратегия – распознать фэйковые потуги коммерсов заделаться нашими друзьями.

Не покупайтесь на совместные вечеринки с начальством. На предложения вам, как творческой личности, сочинить гимн организации за прибавку к зарплате отвечайте отказом. Не ведитесь на красивую сказку руководства про заботу о подчиненных. Ведите пропаганду на рабочих местах!

Пришел – отработал – ушел. Жизнь – отдельно, работа – отдельно!!!

Сергей ТРУБНИКОВ

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.