Подарок – один из самых распространенных корпоративных знаков внимания, неотъемлемая часть деловой жизни. С его помощью можно выразить уважение к партнерам, наладить и укрепить профессиональные связи, ненавязчиво напомнить о товарах и услугах фирм. А можно наградить собственных сотрудников, признавая их достижения и поощряя будущие успехи. Для достижения поставленных целей подарки должны быть не только удачно выбраны (статью «Бизнес-сувениры как надежный способ потерять партнера» читайте в №45), но и грамотно преподнесены. Некорректное, неуместное или несвоевременное вручение подарков может обернуться большими проблемами как для дарителя, так и для адресата. Чувство неловкости и смущения, испорченные отношения с клиентами, недовольство подчиненных – вот далеко не полный список возможных отрицательных последствий.
Как вручать подарки сотрудникам...
- Лучший вариант – это вручение подарков на корпоративном празднике. Тогда любое, даже самое скучное, официальное мероприятие превратится в личный праздник для каждого сотрудника. Самое главное – подарок должен быть полезным и приятным его получателю.
- Не следует вручать подарки во время работы, особенно в моменты «авралов». Это не только сильно отвлекает и снижает производительность труда, но и вызывает у персонала отрицательные эмоции. Такое вручение многие работники могут воспринять как желание руководства «побыстрее отделаться», проявление формального подхода к награждению.
- Вручать подарки во время совещаний также не рекомендуется (причины – те же, что и в предыдущем пункте). К тому же это может расслабить собравшихся – им будет трудно сосредоточиться на рабочих вопросах, что сведет на нет эффективность самого собрания.
- Если подарки разные, но при этом примерно равнозначные по стоимости, разумно использовать метод «случайной выборки» – доставать подарки наугад «из мешка» в присутствии всех сотрудников, чтобы никого не выделять и случайно не обидеть.
- Очень осторожно следует вручать «неравнозначные подарки» – это может вызвать ревность и зависть в коллективе. Если все-таки разнообразие предусмотрено, то лучше, если сотрудники будут сами выбирать подарки на определенную сумму баллов (например, в зависимости от личных успехов каждого).
- Нельзя оставлять «ни с чем» менее успешных сотрудников – они почувствуют себя ненужными, и вряд ли в дальнейшем будут работать лучше. С подарком должны уйти все – тогда подобная процедура может стать эффективным инструментом поощрения персонала, а не поводом для обид и причиной раздора в коллективе.
|
...и деловым партнерам
- Первым делом необходимо узнать, какова политика компании-партнера в области вручения подарков, особенно если речь идет о государственных учреждениях или крупных западных корпорациях. В некоторых организациях, например, принято принимать подарки исключительно через секретариат, в других – только после согласования с руководством. Об этих нюансах лучше знать заранее, чтобы не получить презент обратно с курьером.
- Если подарок предназначается корпорации в целом (а не персонально руководителю), его лучше вручать в торжественной обстановке в присутствии большинства сотрудников. Естественно, о времени и месте такого «массового» мероприятия следует договариваться заранее.
- Подарок, адресованный лично руководителю компании-партнера, следует вручать в неформальной рабочей обстановке. Обычно секрета из этого не делают, но лучше заранее поинтересоваться, захочет ли руководитель афишировать такое поздравление.
- Подарки хорошо вручать на совместном с партнерами выездном мероприятии. В этом случае подарки должны нести на себе отпечаток «местного колорита». Например, если торжество проходит в загородном пансионате, в качестве презента можно выбрать изделия народных промыслов, корзины с продуктами, которыми славится этот регион, или местные «фирменные» товары (тульские пряники, вологодские кружева и т.п.).
- Незабываемое впечатление может оставить «шоппинг» в специально созданной «галерее подарков», где партнеры смогут самостоятельно выбрать любую вещь, которую они хотели бы сохранить на память. Галерея может быть электронной, а выбор осуществляться нажатием клавиш на компьютере. Такие подарки не обязательно должны быть дорогими – больше всего удовольствия доставляет сам процесс выбора.
- И самый главный совет: подарок должен сопровождаться словами признательности и благодарности в адрес поздравляемого. Желательно описать, почему выбран именно этот подарок, добавить пожелания от лица всей компании. В неформальной обстановке допустимы и шутка, и розыгрыш, а уж легкая доза дифирамбов – обязательна всегда!
|
Юлия СЕРГЕЕВА, директор Творческого Центра «Вдохновение»:
«Деловые партнеры – это другой мир, о внутренних правилах которого обязательно нужно узнать заранее. Могут ли наши подарки пагубно отразиться на получившем их? Да. Поэтому сначала необходимо уточнить все интересующие вопросы, а потом уже думать, кому, что и под каким предлогом вручать. Чтобы после получения подарка человека не уволили за использование служебного положения в личных целях… Деловым партнерам лучше вручать презенты на совместных мероприятиях, причем желательно, чтобы все подарки были относительно равноценными. И конечно, чтобы это не выглядело, как желание подкупить партнера. Придумывайте повод (день дружбы, день талантливых менеджеров), разрабатывайте сценарий и – в добрый путь!»
Татьяна ГУМАРОВА, руководитель отдела тренинговой компании «Миктен»:
«При вручении подарков партнерам необходимо подчеркнуть значимость и полезность деловых взаимоотношений с ними для компании. Поэтому не лишним будет сопроводительное поздравительное письмо на фирменном бланке организации-поздравителя. Важно не затеряться в стандартных сувенирах, но в то же время не перегнуть палку и не сделать подарок «обязывающим». Зная историю компании-партнера, можно поздравлять ее не только по общепринятым датам, но и в дни, значимые именно для этой фирмы (день рождения компании, открытие филиала, получение сертификата «лучшая компания года» и т. п.)».
Деньги в горшке и другие оригинальные поздравления
Юлия СЕРГЕЕВА, директор Творческого Центра «Вдохновение»:
«Вручение подарков сотрудникам по итогам года не должно проходить банально и скучно – везде нужен творческий подход. Все работники – это люди со своими неповторимыми достоинствами, которые можно отметить: самый трудолюбивый, самый общительный, самый улыбчивый, талантливый, привлекательный, домовитый, усидчивый и так далее. Выдачу денежных премий тоже можно провести весело и интересно. Например, горшок, который варит деньги. На две лески прикрепляют денежные купюры. Один конец прикрепляют к горшку, к другому привязываются гелиевые шары. Деньги складывают в горшок, крышка закрывается, шары остаются снаружи. При снятии крышки шары устремляются вверх, увлекая за собой дорожку из купюр. Даже банальное вручение цветов можно организовать так, что его очень долго не забудут. Пару месяцев назад мы вручали имениннику 30 роз – по одному цветку в течение дня. Цветы преподносили: кондукторы троллейбусов, прохожие и другие «случайные» люди, а вечером последнюю розу подарил тот человек, который все это вместе с нами подготовил.
Что же говорить о вручении оригинальных подарков! Если вы дарите меч, кортик или другое оружие, пусть его в танце (под лезгинку) преподнесет настоящий джигит. Интересное поздравление мы готовили около года назад. Под покровом ночи наши сотрудники на территории офиса развесили, разложили и расставили 35 букетов (композиций), а в центре каждой был прикреплен подарок. Оригинальным было поздравление с 50-летием сотрудника одной московской компании. Наши специалисты-пиротехники ко всем дверцам в его кабинете прикрепили музыкальные поздравления. При открытии дверей играло поздравление «Happy Birthday». И так же точно зарядили коробку с подарком – музыкальным центром, в котором был специально записанный диск. На нем все коллеги пели эту песню хором».
Максим БУРЛАК, специалист Агентства развлечений «СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ»:
«Иногда бывает трудно подобрать презент для руководителей высшего звена: как правило у этих людей все уже есть. Но если даже самый банальный подарок будет сопровождаться оригинальным шоу, поздравление запомнится надолго. Очень интересный способ вручения подарка – розыгрыш. Вариантов розыгрышей масса: сотрудники с цветами в руках неожиданно появляются перед окнами кабинета руководителя, расположенного, к примеру, на 8-м этаже
(о подъемнике, правда, следует позаботиться заранее); композиции из воздушных шаров с поздравлениями, парящие около офиса партнера, шоколадный бюст именинника, неожиданно появившийся у него на рабочем столе… Не обязательно выдумывать что-то самим, можно позвонить в агентство развлечений, назвать сумму, которой располагаете, и высказать свои пожелания (при этом сумма может быть и небольшой – 3-5 тыс. рублей). Специалисты обязательно предложат несколько интересных сценариев вручения подарка. Конечно, разыгрывать можно только человека, которого вы хорошо знаете. Ведь нужно быть заранее уверенным, что поздравляемый оценит шутку по достоинству…»
Татьяна ГУМАРОВА, руководитель отдела тренинговой компании «Миктен»:
«Вручая подарки сотрудникам с целью повышения лояльности, желательно не забывать об их «тыле». К примеру, 8 Марта или 23 февраля поздравить вторые половинки (жен, мужей), а на Новый год – детей. Это будет по достоинству оценено всеми подчиненными. Очень хорошая вещь – юмор, он украсит любой подарок и сделает интересной процедуру дарения».
Текст: Юлия ЮТКИНА
|