Можно выделить три основные причины, по которым Вам, как предпринимателю, необходимо планировать свою деятельность:
Во-первых, процесс составления бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставит Вас объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект создания (или развития) своего предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок, дает ответ на вопрос, а целесообразно ли вообще заниматься этим видом деятельности. В процессе соотнесения затрат и доходов в рамках проекта определяется сумма вложений, необходимых для успешной реализации проекта.
Во-вторых, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет Вам эффективно контролировать и управлять своим бизнесом, что в свою очередь является основой успеха.
В-третьих, законченный бизнес-план выступает в качестве экономического обоснования целесообразности финансирования Вашего проекта и может быть интересен инвесторам, партнерам, учредителям и прочим заинтересованным лицам. В этом смысле бизнес-план представляется одним из основных документов по добыванию денег.
Существуют определенные принципы, которые являются общими для разработчиков бизнес-планов независимо от страны и отрасли экономики и в соответствии, с которыми определяется структура бизнес-плана. Однако Вы должны внести в проект свое творческое начало, чтобы превратить идею в связанную реальность. Бизнес-план, с этой точки зрения, скорее произведение искусства.
В условиях нестабильной экономики расчет бизнес-плана нецелесообразен на срок более 3 лет.
Бизнес-план должен представлять собой сжатое, краткое, но одновременно убедительное изложение Вашего проекта.
Классическая структура бизнес-плана включает в себя 9 разделов. Конечно, каждый предприниматель вправе определить свою структуру плана, оставаясь в рамках классической схемы.
1. Резюме
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с бизнес-планом более 5 или 10 минут, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Таким образом, резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать интерес к проекту. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль и не используя жаргонные фразы.
В резюме Вы должны включить следующую информацию:
-
введение в проблему;
-
долгосрочные и краткосрочные цели проекта;
-
краткое описание предприятия;
-
привлекательные стороны проекта;
-
преимущество Вашей продукции или услуг, ресурсы Вашего предприятия, его текущее финансовое состояние;
-
потребность в инвестициях, предполагаемые источники финансирования, график возврата заемных средств, описание того, что послужит гарантией возвратности кредита;
-
ключевые экономические показатели эффективности Вашего проекта;
-
какие риски, и какие вознаграждения могут ожидать инвесторов.
2. Описание предприятия
В этом разделе приводится история предприятия, сведения об его развитии за прошедшее время, описывается текущая ситуация, даются сведения об участниках проекта и руководителях предприятия. Здесь также Вам следует подробнее раскрыть суть проекта, историю возникновения идеи.
Если бизнес-проект будет реализовываться Вами в рамках существующего предприятия, то необходимо дать его краткую характеристику:
-
основные сферы деятельности;
-
стадия развития (расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие;
-
краткая история организации;
-
финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время, его кредитная история;
-
учредители;
-
размер уставного капитала и величина оплаченной его части;
-
опыт Вашей предпринимательской деятельности и руководителей Вашего предприятия;
-
репутация предприятия.
Если речь идет о составлении бизнес-плана для совершенно нового предприятия, то предоставляется следующая информация:
3. Описание среды реализации проекта
Здесь Вам необходимо показать, насколько среда, в которой будет реализовываться Ваш проект, может способствовать или препятствовать его осуществлению и как может быть преодолено ее тормозящее влияние:
-
оценка текущего состояния экономики страны и ожидание тенденции развития (описание инфляционных колебаний);
-
текущее состояние производства в отрасли, к которой относится Ваш проект, и ожидаемые тенденции развития;
-
спрос на продукцию отрасли и ожидаемые тенденции его изменения;
-
тенденция изменение спроса на производимую Вами или планируемую к производству продукцию (услуги) в районе ее предполагаемого сбыта;
-
влияние импорта на изменение спроса на Вашу продукцию (услуги);
-
текущее финансовое положение предприятия, возможность реализации проекта за счет собственных средств;
-
наличие организации, способной защищать Ваши интересы перед местными, региональными и федеральными властями.
4. Описание продукции (услуг)
В этом разделе Вы должны подробно охарактеризовать производимую Вами продукцию или услуги, произвести сравнение ее с продукцией конкурентов, проанализировать планы развития производства:
-
характеристика продукции (услуг);
-
потребности, которые призвана удовлетворить Ваша продукция (услуги);
-
особенности Вашей продукции (услуги), ее отличие от продукции конкурентов, например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна (по возможности сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке, их цены);
-
стадия развития продукта (идея, эскизный вариант, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующие серийное производство).
-
время, в течение которого этот продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций);
-
организация сервиса товара (гарантийное и послегарантийное обслуживание).
-
патенты или авторские свидетельства, защищающие данный продукт;
-
наличие возможностей дальнейшего совершенствования и видоизменения продукции (услуг).
5. Анализ рынка сбыта и маркетинг
В этом разделе Вам необходимо убедительно показать, что производимая или планируемая Вами к выпуску продукция (услуга) имеет рынок сбыта.
Из этого раздела инвестор должен получить исчерпывающую информацию о том, на чем основывается Ваша уверенность в успехе на рынке. Какие действия Вы планируете предпринять для продвижения продукции и располагаете ли достаточными ресурсами и способностями реализовать разработанную стратегию. Не следует преуменьшать возможностей конкурентов. Необходимо показать свое место на рынке и аргументировать Вашу способность успешного функционирования в условиях конкуренции.
В этом разделе следует уделить внимание следующим вопросам.
-
территориальное расположение рынка сбыта Вашей продукции (услуг);
-
основные типы клиентов, на которых рассчитана продукция (услуги);
-
требования клиентов к цене продукции (услуг), ее качеству и обслуживанию;
-
ожидаемые тенденции развития рынка сбыта;
-
факторы, от которых зависит спрос на продукцию;
-
перечень основных конкурентов;
-
описание (по возможности) технического уровня и финансового положения предприятий-конкурентов;
-
ценовая политика конкурентов;
-
используемые конкурентами способы стимулирования сбыта;
-
предлагаемая Вами стратегия в конкурентном соревновании;
-
расчет и обоснование цены Вашего продукта (услуги), Ваша ценовая политика;
-
система продвижения Вашей продукции (услуг) на рынок и ее реализации;
-
Ваши соображения по организации рекламы;
-
стимулирование сбыта и сервисное обслуживание клиентов;
6. Производственный план
Здесь Вы должны привести полное описание производственного процесса, из которого следует, что Ваше предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, и что Вы можете организовывать производство и имеете необходимые для этого ресурсы.
В данном разделе Вам необходимо раскрыть следующие вопросы:
-
место размещения Вашего производства;
-
требуемая производственная мощность предприятия;
-
наличие или потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
-
наличие или потребность в технологическом и вспомогательном оборудовании (где намечено приобрести его, на каких условиях, и в какие сроки);
-
потребность в поставках сырья, материалов и комплектующих;
-
схема транспортировки сырья и материалов, готовой продукции (оказания услуг);
-
характеристика основных поставщиков расходных материалов (репутация поставщиков и Ваш опыт работы с ними), описание условий поставок;
-
потребность в топливно-энергетических ресурсах, основные источники снабжения;
-
наличие или потребность в производственном, инженерно-техническом и административном персонале;
-
существующая и планируемая организационная структура предприятия, способ взаимодействия подразделений друг с другом (лучше изобразить в виде схемы);
-
возможности набора и подготовки квалифицированных кадров для Вашего предприятия;
-
условия оплаты и стимулирования персонала;
-
краткое описание технологии производства продукции (оказания услуг);
-
контроль качества;
-
расчет себестоимости и цены производимого продукта.
Следует учитывать, что при анализе бизнес-плана данный раздел рассматривается с точки зрения рациональности технологической схемы, обеспечения сокращения затрат труда, времени и материалов, а также возможности изменения продукции с учетом требований рынка.
В этом разделе также должен быть помещен календарный план выполнения работ в рамках Вашего проекта, который должен включать прогноз сроков мероприятий и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Вам надо учесть затраты времени и денежных средств на реализацию следующих стадий проекта:
-
юридическая регистрация предприятия (если создается новое предприятие);
-
получение денежных средств;
-
осуществление программы капиталовложений;
-
наем рабочей силы;
-
изготовление опытной партии продукции;
-
оценка и тестирование (сертификация) выпускаемой продукции;
-
организация сбыта
-
получение заказов.
7. Финансовый план
Это важнейший раздел бизнес-плана. Здесь Ваша задача состоит в том, чтобы обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.
Если проект реализуется на действующем предприятии, наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть подробно описано его текущее финансовое состояние.
Основные плановые документы, которые должны быть представлены в финансовом плане:
В дополнение к этому Вам необходимо приложить расчеты основных показателей ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности, а так же прогнозируемые показатели эффективности проекта. Инвесторов будет также интересовать способность предприятия погашать ссуду (обеспечение активами, их реальная стоимость).
Следует подробным образом описать Вашу потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, а также Вашу ответственность и предлагаемую систему гарантии. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды (инфляции, условий проведения платежей, налогового климата и т.п.).
В этом разделе Вы должны также привести график возврата кредитных ресурсов.
8. Оценка рисков и страхование
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие должно предвидеть возможные риски. Природа этих рисков разнообразна: природные, стихийные бедствия, политическая обстановка, кредитные, валютные и процентные риски, законодательные изменения и другие факторы. Предприниматель должен предвидеть эти риски и уменьшить потери от них.
Поэтому в настоящем разделе должны быть разработаны меры профилактики рисков.
Вам необходимо определить типы рисков, негативные последствия и разработать меры их профилактики, учитывающие и страхование Вашего имущества и уровня Вашего дохода, страхование жизни, здоровья и трудоспособности Вас и персонала Вашего предприятия и т.д..
9. Приложение
В приложение включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие документы (информация):
-
биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; результаты маркетинговых исследований;
-
аудиторское заключение;
-
подробные технические характеристики продукции;
-
план предприятия;
-
гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
-
договора аренды, найма, лицензионные соглашения;
-
заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
-
статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
|