Журналы > Корпоративная культура > 2005, №4 > Круглый стол "Мифы организации – инструмент управления"
Автор: .
Рубрика: Тема номера.
Опубликовано 19/09/2007
Владислав Тарасенко, главный редактор журнала "Корпоративная культура". При обсуждении такой специфической темы, как мифология, разумнее всего начать не с теоретических выкладок о том, что такое миф, а с конкретных примеров – с тех мифов, сказок, волшебных историй, с которыми сталкивались участники круглого стола, будучи сотрудниками, консультантами или руководителями определенной компании.
Так, в одной из фирм, занимающихся продажей спецодежды, существует несколько волшебных историй о собственниках этой фирмы как о героических личностях. Когда нужно указать на идеал, то им становится кто-либо из собственников компании. Особенно романтически выглядит история о том, как на заре компании коммерческий директор сумел продать важному клиенту очень большую партию телогреек, и ему удалось это сделать, несмотря на то, что телогреек у него не было. А директор по производству после продажи поехал через тундру размещать заказ в колонии по пошиву телогреек, он сам забрал эту большую партию, но когда возвращался, его занесло пургой, вдобавок к этому сломалась гусеница на вездеходе, и директор по производству сам эту гусеницу героически чинил. В итоге вся операция была успешно завершена. Реальность этой истории не так важна. Важно то, что ее пересказывают из уст в уста.
Елена Колотилова, кадровый холдинг «Бета пресс». Специализация – обучение и развитие персонала.
Мифы крупной фармацевтической компании, в которой я работала.
1. Миф о генеральном директоре, который также в начале существования компании исполнял обязанности курьера: лично бегал с авоськами и разносил лекарства по аптекам.
2. Миф о заместителе генерального директора. Изначально он пришел в компанию работать грузчиком и сделал за несколько лет такую блестящую карьеру – стал аж заместителем генерального директора. Причем, я знаю, что это реальная история, ставшая по существу мифом. Но люди, которые приходят в компанию сейчас, конечно, не верят в то, что когда-то такое было возможно. Таким образом прошлое идеализируется.
Игорь Москалев, тренер-консультант. Центр развития среднего бизнеса. Я расскажу о швейцарской компании – производителе дорогих кастрюль. Особенность этой компании в том, что там работает много тибетцев, уже третье поколение. Казалось бы, откуда они взялись в Швейцарии? Оказывается в 1950-х гг., когда Китай захватил Тибет, тысячи тибетцев эмигрировали и как беженцы поселились в одном швейцарском городке. В этом же городке находилась фирма по производству кастрюль, и людям с Тибета предложили там работать. Но у них после переселения было множество проблем: они не могли привыкнуть к новому месту, не могли найти взаимопонимания со швейцарцами – все-таки столкнулись две разные культуры. Как удалось разрешить все эти проблемы? На предприятии по этому поводу всем рассказывают такую историю. Собственник компании поехал в Индию, чтобы посоветоваться с далай-ламе. И далай-ламе сказал, что приезжим нужен свой храм. Вернувшись в Европу, собственник компании построил в швейцарском городе тибетский монастырь и привез туда монахов из Индии. И тогда на предприятии все успокоилось: тибетцы стали успешно работать на высокотехнологичном предприятии, при этом они ходят в своих национальных костюмах, посещают храм, но говорят на немецком языке. Следуя этому мифу, именно собственник компании сыграл в этом примирении двух цивилизаций главную роль.
Евгения Тополова, тренер-консультант, коуч. Я приведу пример «страшной сказки». Это рассказывают на фирме, производящей пищевые концентраты. Один из наладчиков нырял в сточные воды для того, чтобы прочистить забившийся сток, и все это он сделал за бутылку водки. Или другой случай: про то, как некоего сотрудника убило током, когда он попытался украсть кусок мяса. Эти «сказки» рассказывают новичкам в первую очередь.
Игорь Увенчиков. Кто-то на спор отнес неподъемную канистру куда-то, кто-то залез на трубу … Уже и человека в живых нет, а история передается из уст в уста. Как информация доносится в течение веков? Как миф переносится? Как ее культивировать?
Во Владикавказе я работал на предприятии, история которого берет свое начало в ХIХ в. Строили его бельгийцы. Мифы там ходили о качестве, которое было когда-то. Говорили, будто в таком-то цехе стоит станок, который привезли бельгийцы. Уже в этом цехе сменилось пять наших станков, а тот стоит еще с дореволюционных времен. Либо показывали кладку, которую сделали бельгийцы. Также бытовали истории о том, как спасали людей от пожара, вытаскивали из шестеренок.
Михаил Пронин, тренер-консультант. Меня пригласили на пятилетие организации, в зарождении которой я принимал непосредственное участие. Само приглашение было несколько удивительным, ведь уходил я не очень спокойно и после этого сомневался – пригласят или нет на юбилей, приходить или нет мне. В итоге пригласили, и я решил пойти. Я прекрасно понимал, что придется сказать речь. И вот в самом начале празднования предоставили слово мне как первому директору этой организации, я рассказал такую историю: совсем недавно справляли юбилей известного театра. Столы накрыты на сцене, артисты празднуют, им вручают награды. В это время в гримерке сидят два актера – трагик и комик. Трагик смотрит на свой наполовину пустой стакан и произносит: «Не пригласили - забыли…». А комик смотрит на свой наполовину полный стакан и говорит: «Не пригласили!.. Помнят!...».
После моего рассказа за праздничным столом воцарилось молчание. А спустя какое-то время зал разразился хохотом. То есть люди сначала растерялись – к чему это он? В итоге оказалось, что я угадал мысль большинства собравшихся за столом: есть президиум, за ним сидят нынешние директора, а тут, совсем не рядом с президиумом, на другом конце стола примостился первый директор… Позже я спросил у некоторых сотрудников: «Ну, как тост?» – Да вы понимаете, Михаил Анатольевич, вы же живая легенда… не смотря на то, что вы давно ушли из нашей компании, вас же всегда цитируют… «А Пронин бы сделал это так…», «А здесь он сказал бы так-то…». И тут вдруг вас все увидели, и вы с таким тостом… Ну, да, конечно – вот он! Такой и должен быть!
И выкинуть меня из мифологии этой организации уже нельзя, потому что я находился в ней как раз в том скальном, а затем в сакральном времени, когда все зарождалось…
Владислав Тарасенко. В культурологии миф, волшебная сказка, легенда различаются по степени вовлеченности рассказчика в этот текст. Что такое миф? Если текст задевает некие глубинные пласты, отвечая на важные мировоззренческие вопросы – кто я такое? где я живу? откуда мы все взялись? – то такие сюжеты относятся к категории мифа. Другая категория – это эпос, который представляет собой своеобразный сказ о том, как нас чуть не убили, но мы всех победили и остались в живых. Есть волшебные истории – превращение одного в другое. Есть сказки – то, что могло быть чуть ли не вчера. Будут ли эти разграничения действовать в организации и нужно ли это делать для того, чтобы исследовать корпоративную культуру?
Тополова. На мой взгляд, любая классификация корпоративных мифов связана с той функцией, которую выполняет миф в этой организации. Исходя из этого, мифологические сюжеты можно разделить на следующие группы:
1. Мифы о том, как все зарождалось. Практически в каждой компании существуют легенды о том, как директор компании разгружал вагоны или бегал куда-то с авоськами. Такой миф достигает сразу несколько целей. Он показывает, что
· «не боги горшки обжигают»,
· наш директор такой же, как и все,
· надо делать то же, что и он, и тогда будет нам всем счастье.
2.Мифы о том, что раньше было лучше. Такие мифы особенно распространены в крупных компаниях. Например, в компании, занимающейся продажей техники бытового назначения, в которой я работала, новичкам говорили: когда эта компания только-только вышла на рынок, там стояла очередь из клиентов, начиная с улицы. А сейчас и рынок не тот, и народ не тот. Цель таких мифов – примирить прошлое и настоящее, каким-то образом отнестись к прошлому.
Игорь Увенчиков. Очень часто подобные мифы о прошлом связаны с героями. Новичкам ставят в пример кого-либо из тех, кто был до них. Или же наоборот: до тебя сидел тут лоботряс, а ты пришла и многое внесла в компанию. И здесь возникает вопрос: кем и как создается миф и можно ли влиять на этот процесс в интересах руководства компании?
Тополова. Если в компании будет грамотный пиарщик, неважно на какой должности – коммерческий директор, HR-специалист или PR-менеджер, то он сможет создать тот миф, который будет выполнять заданные функции. Для наилучшего внедрения в коллектив компании, этот миф должен отвечать ожиданиям сотрудников, затрагивать их систему ценностей.
|