По мнению большинства сотрудников, исследователей, авторов нашего журнала и участников круглых столов, если уж кто способен управлять корпоративной культурой, взращивать ее, влиять на нее, то только топ-менеджмент. Именно в его руках находятся главные рычаги управления компанией, именно этот высший слой управленцев принимает стратегические решения, в том числе утверждает корпоративный кодекс этики, декларируя и транслируя ценности компании. Но как бы ни казался этот слой людей привилегированным и облеченным властью, все-таки, при всех своих особенностях, он остается наемным персоналом, которому, во-первых, в современных условиях нужно обязательно постоянно повышать свою квалификацию в целях удержания своих позиций и, во-вторых, его и вышестоящее руководство (собственников компании) касаются те проблемы, которые актуальны для любой категории наемного персонала: поиск и мотивация.
Нужно ли руководителям учиться?
Спрос на обучение для руководителей высшего звена сегодня стабильно растет. Компании все чаще понимают необходимость развития ключевых сотрудников, а cами руководители интересуются различными возможностями получения дополнительного образования. В свою очередь, провайдеры тренинговых услуг постоянно предлагают новые продукты, рассчитанные на эту целевую аудиторию, и совершенствуют уже существующие.
1 декабря в отеле ''Шератон Палас'' впервые в России прошла выставка ''Обучение для топ-менеджеров'', организованная компанией «Бегин групп».
Свои продукты представили ведущие вузы, тренинговые компании и учебные центры, такие как Институт бизнеса и делового администрирования АНХ, ЛКИ "Демосфен", МГИМО, Русская школа управления, Стокгольмская школа экономики в России, ''Топ-кадр'', BuroAkzent, Center for Business Skills Development (Центр развития деловых навыков), DOOR Training&Consulting, Management Training International (MTI), Next Event, Time Management International (TMI).
Выставка собрала более 350 поcетителей – лидеров бизнеса, ключевых руководителей и HR-директоров – тех, кому приходится принимать стратегические решения по вопросам управления персоналом и кто, соответственно, заинтересован в повышении собственной квалификации, а также своих руководителей и подчиненных. Среди посетителей были представители таких ведущих компаний, как ТНК-BP, ''Роснефть'', ''Транстелеком'', ''Трансаэро'', ТД ЦУМ, ''Московский банк реконструкции и развития'' и многих других.
Участники отметили большой интерес посетителей выставки к предлагаемым программам. Выставку ''Обучение для топ-менеджеров'' планируется сделать регулярной. Ближайшая подобная выставка пройдет в феврале 2006 года.
В рамках выставки "Обучение для топ-менеджеров" было проведено анкетирование посетителей, чтобы выявить интересы руководителей и HR-директоров в отношении образования: его цели, предпочитаемые программы и специализации, формат и место прохождения обучения, ожидания от обучения.
Топ-менеджер – это находка.
23 ноября 2005 г. состоялся круглый стол компании Penny Lane Consulting «Рынок executive search в России: специфика и тенденции».
Основные темы, которые обсуждались в рамках круглого стола: особенности российского рынка executive search (подбор персонала высшего звена), тенденции и проблемы отрасли, способы привлечения и удержания в компании высокопрофессиональных специалистов, запросы топ-менеджеров при трудоустройстве.
В круглом столе приняли участие представители 30 компаний. Среди них генеральный директор ЗАО "УралСиб" Николай Петрович Николенко, вице-президент по персоналу группы компаний "Волготанкер" Елена Владимировна Селиванова, директор по персоналу "Росбанка" Сергей Дерябин, вице-президент по коммерции компании "Евросеть" Сергей Фоменков.
На сегодняшний день в Москве работают около 50 агентств, которые оказывают услуги executive search, но только 20 из них хорошо известны и имеют хорошую репутацию на рынке.
В своем докладе Виктория Филиппова, руководитель департамента «Финансы и аудит» компании Penny Lane Consulting отметила, что по оценкам экспертов объем российского рынка executive search в 2005 году в сравнение с предыдущим вырос на 30% и составил $15 млн.
Среди особенностей российского рынка executive search были выделены:
· неструктурированность,
· отставание от западного рынка,
· частые конфликты между собственниками и наемным топ-менеджером,
· острый дефицит высокопрофессиональных специалистов.
Генеральный директор ЗАО "УралСиб" Николай Петрович Николенко, основываясь на практике «УралСиба», в котором во избежание назревшего конфликта пришлось полностью сменить управленческую команду компании, рассказал о конфликтах топ-менеджеров. В компании возник конфликт, когда был нанят новый управленец, которые решил оптимизировать бизнес-процессы с помощью различных нововведений. Старая команда топов приняла его действия в штыки, начались конфронтации. Руководство компании пыталось урегулировать назревший конфликт мирными средствами, объяснить необходимость изменений. Но результатов это не дало. Итогом стало увольнение части старой команды управленцев.
Полностью материал опубликован в №5 журнала "Корпоративная культура"
|