История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2005, №6 > «Свои» и «чужие» в корпоративной культуре: борьба иммунных систем.

Автор: .
Рубрика: Без рубрики.

Опубликовано 19/09/2007

«Свои» и «чужие» в корпоративной культуре: борьба иммунных систем.

 Владислав Тарасенко. Культура – это в том числе процедура самоидентичности, в которой можно увидеть две составляющих. С одной стороны, определение своего «я» и, с другой, – определение «чужих» и формирование поведения по отношению к ним. Интересно то, что культура вырабатывает свои регламенты и формы по отношению к «чужим», отличающиеся от тех регламентов, которые устанавливает организация. И в этом зазоре, в этом несоответствии и можно разглядеть корпоративную культуру.

Теоретики культуры, особенно немецкие, накопили в плане изучения процедур идентичности большой объем исследований. В них речь идет, в частности, о том, что делать, когда определенных сотрудников начинают травить, когда образуются кланы и клики, которые делят коллектив на своих и чужих, которые начинают проводить в коллективе различные политики.

Когда я проходил воинскую службу, у каждого самолета был прибор – определитель «свой-чужой». Его очень тщательно оберегали. Обычные техники к самолету подходили на обычных основаниях, но те, которые работали с прибором «свой-чужой», ходили только с оружием и в определенное время, когда никакой другой персонал к самолету не допускался.

Дедовщину в армии также можно рассматривать как социокультурный феномен, который возникает помимо воли людей и в котором задействован каждый, независимо от его внутренних качеств, желания или нежелания.

В России эта тема немного исследована в социальном и социально-психологическом плане. Существуют психологические исследования, предметом которых является поведение в малых группах, жизнь в структурированных коллективах, особенности личности, которая своим поведением выходит за общепринятые рамки. Но культура не редуцируется к психологии, хотя это, безусловно, сопряженные вещи.

 

 

В отношении корпоративной культуры эта проблема проявляется в следующем: хорошие специалисты, настоящие профессионалы вылетают из компаний, как пробка из бутылки, только в силу своего несоответствия по ценностям и идентичностям, которые диктовала корпоративная культура этих компаний.

 

Роман Седых. Проблема «свой-чужой» чрезвычайно актуальна для рекрутинговых агентств, которые должны понимать, наш человек или не наш, впишется он или не впишется. Если сотрудника в организации будут воспринимать как инородное тело, то иммунная система организации его, конечно, будет отторгать.   

Игорь Увенчиков. Ситуация осложняется тем, что отторжение может не проявиться сразу. И человек вроде бы адаптируется в организации и коллективе, внешне воспринимает существующую там культуру, но внутренне с ней он может быть не согласен. И какой, на ваш взгляд, должен быть инструмент, чтобы вычислить такие моменты?

Мария Колтунова. Есть сознательный уровень демонстрации культуры, есть несознательный. Человек может демонстрировать другую культуру, которую он усвоил, например на предыдущей работе, не отдавая себе в этом отчета. Невербальные сигналы, свидетельствующие об этом, могут быть совершенно различные. При этом установка у человека возможна абсолютно положительная: я хочу быть в этом коллективе.

Полный текст статьи читайте в №6 журнала "Корпоративная культура" за 2006 год.

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.