Журналы > Корпоративная культура > 2006, №5 > Влияние корпоративной культуры на сотрудников с различными типами мотивации
Автор: Анфиса Бельмас.
Рубрика: Корпоративные ресурсы.
Опубликовано 19/09/2007
Во многих организациях, сталкивающихся с деструктивным поведением сотрудников, можно выявить ряд типичных проблем.
1. Нелояльные сотрудники бывают в фирмах, где отсутствует четкая стратегия развития. Точно такой же эффект возникает, если стратегические цели не доведены или не разделяются сотрудниками. По моим наблюдениям, это очень сильный демотивирующий фактор, и основная причина деструктивного поведения, в том числе и нелояльности.
2. Причиной нелояльности сотрудников может стать несоответствие корпоративной культуры организации требованиям бизнеса и стратегическим целям.
3. Игнорирование того факта, что преобладающий тип корпоративной культуры организации по-разному влияет на людей с различными типами трудовой мотивации, приводит к недооценке этого влияния при отборе кандидатов, и, как следствие, к нелояльности персонала.
Именно на третьей причине мне и хотелось бы остановится подробнее в этой статье. В данном случае мы имеем дело с двумя факторами, один из которых характеризует организацию (тип корпоративной культуры), другой - работника (тип трудовой мотивации).
Итак, остановимся сначала на корпоративной или организационной культуре. Поскольку в настоящее время не существует четких критериев, позволяющих разграничить эти два термина, в данной статье они будут употребляться как синонимы.
Для характеристики организационных культур в различных исследованиях часто используется типологизация К. Камерона и Р. Куинна, аналогом которой в российской практике является модель, предложенная Т. Базаровым. В таблице 1 представлены основные типы корпоративных культур.
Таблица 1
Название культуры в классификации Камерона-Куинна
|
Название культуры в классификации Т. Базарова
|
Иерархическая
|
Бюрократическая (БОК)
|
Рыночная
|
Предпринимательская (ПОК)
|
Клановая
|
Органическая (ООК)
|
Адхократическая
|
Партиципативная (ПартОК)
|
Основные характеристики четырех типов культуры
Таблица 2
Клановая культура
Очень дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу.
Стиль лидерства: лидеры мыслят как воспитатели, возможно, как родители.
Связующая сущность организации:
традиции; обязательность и преданность сотрудников.
Критерии успеха: здоровый внутренний климат и забота о людях.
Приоритеты в организации:
акцент – на долгосрочной выгоде от совершенствования личности. Высокое значение придается сплоченности коллектива и моральному климату.
Управление наемными работниками:
организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
|
Адхократическая культура
Динамичное и творческое место работы. Люди готовы «подставлять свои шеи» и идти на риск.
Стиль лидерства: лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать.
Связующая сущность организации:
преданность экспериментированию и новаторству.
Критерии успеха: производство и предоставление уникальных и новых продуктов и услуг.
Приоритеты в организации:
подчеркивается необходимость деятельности на передовом рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов.
Управление наемными работниками:
организация поощряет личную инициативу и свободу.
|
Иерархическая культура
Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры.
Стиль лидерства: лидеры гордятся тем, что они – рационально мыслящие координаторы и организаторы.
Связующая сущность организации:
формальные правила и официальная политика.
Критерии успеха: низкие затраты, надежные поставки, плавные календарные графики.
Приоритеты в организации:
критически важно поддержание плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности показателей.
Управление наемными работниками:
акцент - на гарантии занятости и обеспечении долгосрочной предсказуемости.
|
Рыночная культура
Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой.
Стиль лидерства: лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны.
Связующая сущность организации: организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать.
Критерии успеха: проникновение на рынки, увеличение рыночной доли, лидерство на рынке.
Приоритеты в организации:
репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Стиль организации – жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Управление наемными работниками:
поощрение внутренней конкуренции.
|
если сравнить усредненный отраслевой профиль организационной культуры с реальным профилем конкретной организации, то это поможет более осознанно взглянуть на целесообразность изменений корпоративной культуры, которые могли бы повысить эффективность организации. Конечно, в результате не требуется приведения профиля организации в точное соответствие с усредненным профилем данной отрасли. Подобный анализ служит скорее для выявления резких несоответствий.
Организационная культура в компании не бывает однородной. Внутри нее развиваются субкультуры и контркультуры. Кроме того, на вакантные места привлекается персонал извне. Все это приводит к различным формам сопротивления работников нормам, ценностям и требованиям организации.
Внутренними причинами, способствующими росту такого сопротивления, могут быть:
- Слабая кадровая политика.
- Противоречивость элементов оргкультуры.
- Недостаточная информированность персонала и ориентация его исключительно на решение внутренних тактических задач и интересов своего подразделения.
- Неэффективная система мотивации.
- Отсутствие возможностей карьерного роста.
- Некачественный отбор кандидатов при приеме на работу.
Одним из критериев качественного отбора кандидатов как раз и является предварительная оценка соответствия преобладающего типа трудовой мотивации кандидата той корпоративной культуре, в которую попадет человек, придя на работу.
В.И. Герчиков в своей книге «Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала» выделяет пять базовых типов мотивации: четыре – с мотивацией достижения (1-4) и один с мотивацией избегания. Очень кратко остановлюсь на основных характеристиках каждого, поскольку они понадобятся нам для дальнейшего анализа.
- Инструментальный.
Работников этого типа интересует:
-
- максимизация величины заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд;
- возможность «заработать» получаемые деньги, а не получить их спонтанно;
- развитое социальное достоинство.
- Профессиональный.
Работники этого типа ориентированы на:
· разнообразие, увлекательность, творческий характер работы;
· возможность проявить себя и доказать, что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому по силам;
· профессиональное совершенствование.
- Патриотический.
Работники этого типа отличаются:
· интересом к участию в реализации общего, очень важного для организации дела;
· готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела;
· заинтересованностью в общественном признании их участия в достижениях.
- Хозяйский.
Данный тип работников отличает:
· добровольно принятая на себя полная личная ответственность за выполняемую работу;
· стремление к максимальной самостоятельности в работе;
· неприязнь к контролю.
- Избегательный.
Работников этого типа отличает:
· стремление минимизировать свои трудовые усилия;
· низкая квалификация, активность, ответственность;
· расчет на благоприятное стечение обстоятельств и благосклонность руководителя.
Несмотря на указанные негативные качества, такой тип работника удобен и нужен, поскольку он:
· может работать там, где не согласятся трудиться люди с мотивацией достижения;
· согласен на довольно низкий заработок в том случае, если никто из его коллег не получает существенно больше него;
· нормально переносит административный стиль руководства.
Все описанные базовые типы мотивации представляют собой так называемые «чистые типы». В жизни они практически не встречаются, также как и вышеописанные чистые типы корпоративной культуры. Поэтому трудовая мотивация любого работника представляет собой индивидуально взвешенную совокупность базовых типов.
Автор: Анфиса Бельмас.
полностью статью читайте в журнале "Корпоративная культура"
|