Журналы > Корпоративная культура > 2006, №6 > Оздоровление корпоративной культуры предприятия.
Автор: Нелли Власова.
Рубрика: корпоративные ресурсы.
Опубликовано 19/09/2007
Культура - это то, что проявляется в установках, отношениях и поведении людей, а не то, что отражается в принципах и законах этой культуры. Вернее, важнее то, что есть на самом деле, а не то, что мы хотели бы иметь и что отразили в правилах корпоративной культуре. Когда бы изменились сами люди, вернее их критическая масса в данной организации, то налицо была бы новая культура. И вот ее бы уже можно было описать в ее принципах, заповедях, законах или запретах.
Отсюда новый поворот сюжета. Чтобы действительно изменилась культура организации, нужно изменить самого члена этой организации. Считается, что подобная задача решается самой жизнью в течение нескольких поколений. Приводится пример Моисея, который, чтобы изменить евреев, водил их по пустыне в течение 40 лет, пока не сменилось целое поколение.
Но на дворе ХХI век. Человечество все же немножко ушло от уровня науки времен Моисея. Можно хотя бы попробовать подступиться к решению этой задачи. И именно это мы решили сделать. В результате родилась концепция такой своеобразной культурной перестройки любой организации.
Как можно себе представить ту корпоративную культуру, которая бы обеспечивала не только жизнедеятельность организации, но и возможность ее быть выдающейся на рынке. Какие люди должны были бы составлять коллектив такой организации? Это были бы психологически здоровые люди, а это значит, люди с чувством собственного достоинства, уверенные в себе, несущие на себе 100%-ную ответственность за все, что с ними происходит, люди с позитивным взглядом на жизнь, терпимые друг к другу и обладающие способностью грамотно строить свои взаимодействия со всем миром.
С Марса таких не пришлют, да еще в приличном количестве. Где их взять? Дело в том, что все это заложено в природе человека, но чаще всего лежит там под хламом усвоенных в детстве ограничений, комплексов, расшатанной нервной системы, дурных ментальных привычек и стереотипов, управляемых стихийными рефлексами, амбициями, страхами. Программа изменений людей – это программа оздоровления их сознания, программа осмысления их природных возможностей и потенциала, программы осознания их чувства достоинства, ответственности, терпимости и выдержки. В этом и состоит программа предлагаемого нами нового корпоративного культурного строительства. Данную программу можно назвать программой освобождения человеческого сознания от «детских болезней» этого сознания. Происходит как бы своеобразный выход сознания людей из «психологической песочницы».
Чтобы оздоровить корпоративную культуру организации, можно найти большое число областей или сфер жизни данного предприятия, в которых бы следовало провести чистку или ремонт. Но самый лучший эффект дало бы изменение в том, что составляет как бы ДНК компании. И именно такими ДНК являются не просто сами люди, а их «незрелые» стереотипы. Если эти стереотипы или «синдромы незрелого мышления» преобразовать в новые психологически грамотные и зрелые модели сознания и поведения, то может произойти мощный взрыв человеческого потенциала данной организации. Что представляют собой «Синдромы незрелого мышления»?
У любого человека можно условно выделить семь «смертных грехов», мешающих ему реализовать свой заложенный природой потенциал:
1) «Должномания» или бессознательная привычка ждать от жизни и людей «совершенства». Но люди и мир такие, какие они есть, а не такие, какими мы хотели бы их видеть. Сталкиваясь с далеко не ангелами, а реальными живыми людьми, которые не всегда соответствуют нашим ожиданиям, мы способны злиться, раздражаться, гневаться. «Должномания» состоит из заложенных в детстве эталонов. Но жизнь не может им соответствовать, так как они идеалистичны и нереалистичны. Это скорее мечта. Должномания лежит камнем, о который разбивается наши коммуникации. Но должномания – это не гены, которых трудно заменить, это ментальный продукт, который поддается изменению. Психологически зрелые люди не страдают должноманией. Она заменяется у них на терпимость к другим людям и признания их права быть не похожими на нас и на наши ожидания. А терпимость является высшей добродетелью во всех религиях мира. Она учит принимать спокойно различия людей. Программа по оздоровлению корпоративной культуры включает в себя работу по просвещению людей данной организации ограниченности своих бессознательных стереотипов, связанных с должноманией и того вреда, который она приносит самому носителю этого стереотипа. Через определенные упражнения и постулаты люди осознают вред этого стереотипа лично для себя, таким образом, происходит как бы выздоровление человека от этой «детской болезни».
2) «Синдром собственной правоты». Каждый мозг хочет быть правым. Кроме того, люди, видя окружающую их реальность, убеждены, что их карта этой реальности и есть мама реальность. Но у другого человека своя карта этой же реальности и обе карты чаще всего не совпадают. И именно это различие не принимается во внимание. Отсюда проблемы взаимопонимания, конфликты мнений. Для исправления данного ограничения проводятся занятия по обучению сотрудников психологически грамотными способами вести диалоги, уметь убеждать, слушать, понимать друг друга.
3) «Уязвимость, обиды, оправдания при критике и обвинениях». Этот синдром «детского поведения» мешает работе и конструктивным диалогам внутри организации. Он через специальные упражнения и заменяется на умение сохранять чувство достоинства в любых критических ситуациях и при любых нападениях, на умение слышать претензии, не впадая в самозащиту и оправдания.
4) «Негативное мышление: излишние страхи, тревоги, пессимизм, легкая эмоциональная возбудимость. Этот синдром заменяется на способность философски подходить в любым травмирующим и пугающим ситуациям, на способность не уходить в тревогу и панику, а искать выход и новые возможности. Люди осознают великую пользу позитивного взгляда ни жизнь и на свои возможности.
5) «Терроризм: борьба или бегство». Природа заложила в людях стремление защищать свои территории: свое пространство, собственность, власть, статус, близких и пр. Но в самой защите преобладают те же тактики, что и в животном мире, т.е. борьба или бегство. Данный синдром заменяется на способность людей уходить от тупой борьбы. С теми, кто пытается ущемить их интересы, и претендует на их «территорию», можно использовать принципы айкидо. Айкидо – это перераспределение энергии конфликта и одновременно поиск взаимоприемлемых решений.
6) «Синдром выученной беспомощности». Если люди чувствуют, что от них мало что зависит, у них формируется чувство жертвы. А это порождает лень, вялость, стремление сохранять привычное, сопротивление переменам. Данный синдром заменяется на осознание чувства ответственности за свою Судьбу. Осознание, что работа – это своя миссия, это ответственность за себя, детей, фирму и даже страну. Это повышает энтузиазм, рождает новаторский дух. Люди осознают, что быть в позиции жертвы преступно перед самим собой и своими близкими.
7) «Синдром коммунального поведения». Люди в организации, управляя другими или взаимодействуя с ними, ведут себя точно также, как и дома, на кухне, в разговоре с семьей. В то же время общение внутри организации – это не просто общение, это выполнение самых разнообразных функций и задач: управление другим человеком, решение проблем, организация деятельности, разрешение конфликтов и пр. И все это требует профессионально грамотного поведения и управления. Производство – это играние профессиональных ролей. Данный синдром заменяется на новые модели профессионально грамотного поведения в решении основных задач данной группы сотрудников.
Основные формы «Программы оздоровления корпоративной культуры предприятия».
-
Создание настольных психотренажеров. Многие фирмы стали заказывать у нас настольные календари, ежедневники, карманные справочники, в которых мы отразили правила, упражнения, кодексы, манифесты, декларации, содержащие новые установки, новые взгляды на привычные синдромы, описанные выше. Когда они стоят перед глазами в течение года, невольно происходит изменение мировоззрения по отношению к указанным синдромам. Ниже приведены примеры некоторых из памяток.
-
Проведение ритуалов с награждениями.
- Периодический контроль и анализ того, как выполняются введенные корпоративные стандарты.
Перечень памяток и инструкций
- Молитвы о воле и ответственности
- Кодекс успешного человека (в картинках)
- Кодекс чести фирмы
- Манифест о работе
- Инструкция для шпиона, засланного для развала нашей фирмы (Антиинструкция продавца)
- Манифест о целеполагании
- Контракт взаимоотношений
- Взаимные ожидания
- Кодекс доверия
- Гимн кризису
- Отношение к риску
- Гимн клиенту
- Гимн ошибкам
- Готовы ли вы к прогрессу?
- Памятка по нововведениям
- Кодекс оптимиста
- Кодекс победителя
- Правила обратной связи
- Аудит инновационного климата
- Кодекс доверия
- Культура дисциплины
- Табу менеджера
- Этика критики
- Приказ по гневу.
- Корпоративная этика
- Правила поведения в конфликте
- Памятка по увольнению
- Памятка по ведению совещания
Высококультурная организация источает запах, на который, как мухи на мед, слетаются клиенты, уставшие сопротивляться привычному безразличию или хамству.
Примеры некоторых памяток.
Памятка для сотрудника
Входя в кабинет босса, помни!
1. Факт малоизвестный и часто отрицаемый: с человеком обращаются так, как он втайне желает.
2. Оправдывание – это недостаток веры в собственные силы.
3. Босс знает, что любая система, освобождающая людей от ответственности, обесчеловечивает их.
4. Обвинять других в своих проблемах также логично, как считать, что мухи – причины свалок. Ищут виновных те, кто не ищет решение проблемы.
5. Если вы видите причину проблемы вне себя, то и решение будете искать вне себя. Едва ли босс будет с этим согласен.
6. В попытке – ложь. Правда – в действии. “Не могу” – всегда ложь. Правда: “Могу, но в данный момент не хочу”
7. До тех пор, пока ощущаем себя жертвами, мы бессильны что-либо изменить. Мысль о себе как о жертве есть добровольная готовность стать ею.
8. Заройте голову в песок. Наверняка получите пинок в зад. Ищите возможности, а не гарантии.
9. Победитель - обязуется. Неудачник – обещает. Сила личности измеряется способностью завершать дела.
10. Если нет своей цели в жизни, приходится работать на того, у кого она есть.
11. Мозг гораздо чаще ржавеет, чем изнашивается. Мозг подобен парашюту: действует эффективнее всего, когда открыт.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРРОРИСТОВ
Если есть желание иметь вокруг себя выжженную пустыню и остаться в гордом одиночестве, то займитесь терроризмом.
Взрывать тротилом окружающих – устаревший метод.
Есть оружие, не уступающее по силе разрушения.
1. Ирония
2. Сарказм
3. Раздражение (углы рта опущены, глаза колючие, губы сжаты, рот скошен)
4. Обвинения
5. Высокомерная поза
6. Назидания и поучения (много и по любому поводу)
7. Резкие отказы
8. Осуждение
9. Сплетни и уничижительные отзывы за глаза.
Эти психологические булыжники тоже бьют до крови. Но главное люди, отражаясь в вас как в зеркале, будут видеть себя уродами. Естественно вы увидите их пятки. Полное одиночество гарантировано.
полностью статью читайте в журнале "Корпоративная культура"
|