Каждый из нас, будучи потребителем разнообразных товаров и услуг, хотя бы раз в жизни был обманут или недостаточно информирован лицами, предлагающими продукцию или услуги. Исследовательский центр портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru) решил выяснить, представителей каких профессий, по мнению россиян, особенно часто приходится уличать во лжи.
Мы задали 3000 респондентам вопрос, представители каких профессий, по их мнению, чаще других используют обман, приукрашивание либо искажение информации о своих товарах или услугах в профессиональных целях.
Итак, наибольшее недоверие респондентам (51%) внушают работники торговли: продавцы-консультанты, рыночные торговцы, менеджеры по продажам, торговые представители, сотрудники отделов сбыта.
На втором месте с огромным отрывом от «продажников» находятся управленцы различных уровней. По мнению россиян (6%), обманывают все начальники – от руководителей среднего звена до топ-менеджеров.
4% россиян обвиняет в заведомом обмане работников отрасли, непосредственно связанной с продажами, – специалистов по рекламе.
Методы работы риелторов и лиц, вовлечённых в сетевой маркетинг, вызывают недоверие у 3% респондентов. Столько же опрошенных (3%) уверены, что «в данное время лгут практически все».
По мнению 2% россиян, к обману склонны маркетологи и юристы. Столь же незначительное количество наших сограждан (2%) уличает в искажении правды политиков. Ещё реже во лжи подозревают НR-менеджеров, банковских служащих, медиков, страховщиков, косметологов. Эти профессии набрали не более 1% голосов опрошенных. Удивительно, что в этот список также попали журналисты и госчиновники.
Среди прочих профессий и специальностей, представители которых склонны искажать действительность в своих интересах, россияне (5%) назвали строителей и архитекторов, милиционеров и работников ГИБДД, психологов и педагогов, кредитных специалистов и коллекторов.
10% россиян затруднились ответить на предложенный вопрос, справедливо полагая, что «всё зависит от самого человека, а не от его профессии».
Для того чтобы оценить степень готовности к обману работников различных отраслей, Исследовательский центр задал представителям 50 профессий вопрос: «Готовы ли Вы сказать неправду, приукрасить либо исказить информацию о своём товаре или услуге, если Вам это нужно для достижения высоких результатов на работе?»
Несмотря на провокационность вопроса, наш рейтинг построен исключительно на доверии: свою склонность к дезинформации респонденты оценивали самостоятельно.
В результате наибольшую предрасположенность ко лжи продемонстрировали работники сферы сбыта – 61% торговых представителей и 58% менеджеров по продажам ответили на предложенный вопрос утвердительно.
Вполне допустимой ложь в профессиональных целях считают 57% представителей таких профессий, как PR-менеджеры, ведущие и дикторы радио и телевидения. Всего на 1% от них отстают специалисты по кредитованию (56%), объясняющие свою склонность к искажению и приукрашиванию информации особенностями русского характера: «Это стиль жизни в России! Везде: в политике, в дружбе, в семье, в коллективе...»
В отличие от них портные (54%) утверждают, что обманывают заказчика преимущественно в тех случаях, когда чувствуют в себе скрытый потенциал: «Приукрасить правду можно тогда, когда уверен, что сможешь сделать то, о чём говоришь». Рекламщики (54%) признаются, что в силу профессии они акцентируют внимание потребителя на достоинствах товаров и услуг, дипломатично умалчивая об имеющихся недостатках.
Склонность «рисовать воздушные замки перед потребителями» обнаруживает в себе половина менеджеров по работе с клиентами и логистов (50%), а также почти каждый второй маркетолог (49%). По словам представителей этих профессий, лгать они вынуждены ради привлечения новых заказчиков, то есть во имя процветания фирмы.
Руководители предприятий (46%) объясняют необходимость иногда скрывать правду отеческим отношением к своему делу и подчинённым: «Это делается с той же целью, с какой родители лгут своим детям: иногда приукрашивают, иногда заведомо говорят неправду, чтобы потом было хорошо».
Как оказалось, правдолюбы преобладают среди программистов, работников парикмахерских (потенциальных обманщиков среди них 26%), а также среди учителей и преподавателей (24%). По признанию врачей (23%), они, как правило, искажают правду лишь при трудоустройстве.
Замыкают этот своеобразный рейтинг потенциальных лгунов няни, гувернёры и помощники по дому. В своей готовности к заведомому обману признались 20% из них.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 7-8 июля 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 3000 респондентов
Вопрос:
«Как Вы считаете, представители какой профессии чаще других используют обман, приукрашивание либо искажение информации о своих товарах или услугах в профессиональных целях?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
«Продавцы, менеджеры по продажам, работники торговли, торговые представители» - 51%
«Не видел продавца, ругающего свой товар»; «Продавец-консультант»; «Менеджер по продажам»; «Продажники» (профессиональный термин) любого уровня»; «Большинство представителей торговых профессий»; «Все, кто работает в торговле»; «Сотрудники отдела сбыта»; «Коммивояжёр».
«Менеджеры, руководители, управленцы» - 6%
«Менеджеры в любой сфере деятельности»; «Менеджеры различных направлений»; «Менеджеры чаще других искажают информацию»; «Начальники»; «Руководители всех уровней»; «Руководители коммерческих структур»; «Те, кто работают на руководящих должностях»; «Топ-менеджеры».
«Специалисты по рекламе» - 4%
«Люди, связанные с рекламой»; «Менеджер по рекламе»; «Рекламная сфера»; «Рекламный бизнес. И делают они это профессионально»; «Рекламщики и пиарщики – это их работа».
«Представители всех профессии в той или иной степени» - 3%
«Абсолютно все пользуются, если бонусы или премия зависят от плана»; «В данное время практически все»; «В каждой профессии такое возможно»; «Во многих случаях, вне зависимости от профессии».
«Риелторы» - 3%
«Агентства недвижимости»; «Люди, работающие в сфере недвижимости»; «Недобросовестные риелторы»; «Я думаю, это преобладает в агентствах по недвижимости».
«Сетевой маркетинг» - 3%
«Люди, работающие в сетевом маркетинге. Они ведут себя как зомбированные, говорят полную чушь, делая вид, что это правда»; «Весь сетевой маркетинг!»; «Сотрудники МЛМ».
«Маркетологи» - 2%
«Любой маркетолог»; «Маркетологи заставляют людей покупать то, что им не нужно»; «Это мы, маркетологи и рекламисты. Ну и продавцы, конечно...»
«Юристы» - 2%
«Представители профессий, связанных с юриспруденцией»; «Юрист».
«Политики» - 2%
«Политические деятели»; «Правительство, а на остальных можно не обращать внимания»; «Представители высших эшелонов власти»; «Самые большие вруны – это политики».
«Профессии, набравшие по 1% голосов респондентов» - 9%
«НR-менеджеры, кадровики»; «PR-менеджеры»; «Банковские служащие»; «Врачи, медики, фармацевты»; «Госчиновники»; «Журналисты»; «Страховщики»; «Производители товаров и услуг»; «Косметологи».
«Другие» - 5%
«Гадалки, целители, предсказатели»; «В строительной области»; «В услугах по ремонту квартир»; «Работники ГИБДД, ДПС»; «Милиционеры»; «Даже нам, педагогам, приходится заниматься приукрашиванием действительности, но как же это неприятно, хотя, казалось бы, ложь во спасение – это благо!»; «Девелоперы»; «Кладовщики»; «Коллекторы»; «Кредитный специалист»; «Психологи»; «Работники в сфере ИТ»; «Финансовая сфера».
«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 10%
«Всё зависит от самого человека, а не от его профессии»; «Дело не в профессии, а в порядочности»; «Не задумывалась об этом»; «Обман – это не прерогатива профессии, а слабость человека в бессилии найти аргументы при представлении чего-либо».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 7-17 июля 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 17 500 респондентов
Вопрос:
«Готовы ли Вы сказать неправду, приукрасить либо исказить информацию о своём товаре или услуге, если Вам это нужно для достижения высоких результатов на работе?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
№ Профессии / специальности Варианты ответа
да нет затрудняюсь / не хочу отвечать
1. Торговые представители 61% 23% 16%
2. Менеджеры по продажам 58% 25% 17%
3. PR-менеджеры 57% 22% 21%
4. Ведущие, дикторы 57% 29% 14%
5. Специалисты по кредитованию 56% 26% 18%
6. Швеи, портные, раскладчицы 54% 31% 15%
7. Менеджеры по рекламе 54% 23% 23%
8. Менеджеры по развитию 52% 30% 18%
9. Менеджеры по работе с клиентами 50% 26% 24%
10. Логисты 50% 30% 20%
11. Маркетологи 49% 29% 22%
12. Директора, руководители 46% 36% 18%
13. Медицинские представители 46% 37% 17%
14. Продавцы 46% 30% 24%
15. HR-менеджеры, кадровики 44% 33% 23%
16. Финансисты 44% 34% 22%
17. Государственные чиновники 44% 35% 21%
18. Бизнес-аналитики 43% 28% 29%
19. Секретари 42% 30% 28%
20. Страховщики 42% 35% 23%
21. Специалисты по инвестициям 42% 28% 30%
22. Менеджеры по туризму 41% 30% 29%
23. Экологи 41% 32% 27%
24. Экономисты 40% 32% 28%
25. Риелторы 40% 34% 26%
26. ОТК 39% 31% 30%
27. Налоговые инспекторы 39% 27% 34%
28. Бухгалтеры 38% 36% 26%
29. Юристы 37% 35% 28%
30. Дизайнеры 37% 41% 22%
31. Аудиторы 36% 40% 24%
32. Журналисты, редакторы 36% 41% 23%
33. Инженеры 36% 39% 25%
34. Повара, кондитеры 35% 38% 27%
35. Психологи 35% 44% 21%
36. Системные администраторы 34% 40% 26%
37. Охранники 34% 42% 24%
38. Фармацевты 33% 33% 34%
39. Инженеры по ОТ и ТБ 33% 37% 30%
40. Проектировщики 32% 42% 26%
41. Сметчики 32% 40% 28%
42. Инструкторы, тренеры 32% 49% 19%
43. Водители 31% 45% 24%
44. Архитекторы 30% 52% 18%
45. Рабочие 27% 49% 24%
46. Программисты 26% 52% 22%
47. Визажисты, парикмахеры, мастера маникюра 26% 43% 31%
48. Учителя, преподаватели 24% 55% 21%
49. Врачи 23% 53% 24%
50. Няни, гувернеры, помощники по дому 20% 60% 20%
|