Стрессовое интервью позволяет кандидату проявить себя в конфликтной ситуации, а компании — заработать дурную репутацию. Поэтому менеджер по работе с персоналом, проводящий стрессовое интервью, должен быть подготовленным специалистом, в первую очередь психологом, и применять такой метод психологической проверки весьма осторожно.
Андрей, претендент на должность менеджера по работе с клиентами, пришел на собеседование в крупную компанию к 9 утра и, к своему удивлению, обнаружил, что проводить беседу с ним никто не собирается. У входа в офис его встретила секретарь и провела не в комнату переговоров, а уже на рабочее место, заявив: «Вы можете приступать к работе с сегодняшнего дня». Если вы также попали в подобную ситуацию, не обольщайтесь, что вас как отличного специалиста по одним лишь рекомендательным письмам или после просмотра блестяще составленного резюме сразу же решили принять в штат, — вас всего лишь испытывают на прочность в психологическом эксперименте под названием «стрессовое интервью».
«Метод, который был применен в случае с Андреем, дает возможность лучше понять, что представляет собой претендент на должность, предполагающую активные коммуникации, чем двухчасовая беседа с рекрутером, — объясняет Максим Немеш, генеральный директор деловой социальной сети Profeo.com.ua, руководитель проекта «Твоя Карьера». — Представители компании понаблюдают за поведением человека: как он поступит, у кого будет выяснять, что произошло, как быстро сориентируется в незнакомой компании и неопределенной ситуации, что сможет сделать за день в таких кризисных условиях. Это покажет гораздо ярче, чем любое стандартное собеседование, каким опытом, умениями и навыками обладает человек».
«Многие люди на самом деле воспринимают качественно проведенное интервью как стрессовое, — считает Владимир Бородянский, председатель правления ЗАО «Международный медиацентр СТБ», — потому что привыкли отвечать на самые стандартные вопросы, присутствовать на беседах с потенциальным работодателем, проводящихся в вольном стиле. Сейчас я, как и многие работодатели, понимаю, что успешно проведенное собеседование с элементами стрессового интервью — это экономия моих денег и времени. Оно дает возможность хотя бы на первоначальном этапе отсеять однозначно неподходящих кандидатов и предупредить ситуацию, когда, не дождавшись окончания испытательного срока работника, мне приходится снова приступать к поискам. Поэтому, выбирая людей на ключевые позиции, руководителей направлений, нередко прибегаю к элементам стрессового интервью».
Почему вы не замужем?
Специалисты уверены, что такой элемент стрессового интервью, как некорректные вопросы, поможет хорошо узнать поведение еще одной категории сотрудников — тех, кто работает с трудными клиентами, несговорчивыми и не обладающими хорошими манерами. «Если работодатель задает некорректные вопросы, нередко касающиеся личной жизни, каких-то черт характера человека, он, скорее всего, пытается выяснить, насколько сотрудник может быть лоялен и открыт, готов ли искать компромисс в щекотливой ситуации, — рассказывает Людмила Цушко, начальник управления подбора и адаптации персонала банка «Финансы и Кредит». — Такая проверка может понадобиться в тех случаях, когда человеку придется находить общий язык либо с определенным типом руководителя, либо с проблемными клиентами. Также это может быть проверка на совместимость потенциального сотрудника с корпоративной культурой компании».
Как отмечает Владимир Бородянский, с помощью стрессового интервью он пытается выяснить прежде всего человеческие качества соискателя, сможет ли собеседник быть одновременно и жестким, и справедливым руководителем, способен ли говорить «нет», сумеет ли найти выход из сложной или неудобной ситуации, стать лидером в коллективе. «Для этого могу задавать соискателям неудобные или же некорректные вопросы, — делится опытом Бородянский, — например: «Почему вы не замужем?». Мне на самом деле абсолютно это неинтересно, но я хочу видеть, сможет ли потенциальный руководитель найти выход из сложной ситуации, отказаться отвечать на неприятный вопрос одновременно корректно и жестко».
Я ж могу и сдачи дать
Как отмечают в компании «Киевстар», элементы стрессового интервью нередко помогают выяснить реальные мотивы собеседника, ведь иногда кандидаты на собеседовании одевают маску, создают позитивный со всех сторон образ, дают шаблонные, иногда чересчур пространные и социально одобряемые ответы, за которыми невозможно разглядеть реального человека. «Когда по тем или иным причинам трудно расположить кандидата к доверительной и искренней беседе, есть смысл разбавить стандартные вопросы неожиданными, оригинальными, которые выведут соискателя из комфортного состояния, — рассказывает Елена Кропивянская, директор по персоналу и развитию компании «Киевстар». — Однажды в ходе интервью я попросила соискателя сравнить Луну и яичницу. Этот вопрос здорово снял психологическое напряжение кандидата, а его последующая реакция помогла мне сделать определенные выводы о нем».
«Элементом стрессового интервью может быть что угодно, начиная от нестандартных, но деликатных вопросов и заканчивая прямым физическим воздействием, — рассказывает Максим Немеш. — Например, когда ни с того ни с сего кандидат получает полстакана воды в лицо. Все зависит от того, работники с какой реакцией нужны компании: те, которые в ответ на такое обращение встанут и выйдут, которые в отместку плеснут воды из своего стакана или попытаются выяснить, почему их собеседник так себя повел. Если в компании ожидали реакции в виде ухода человека, нет никаких проблем, чтобы догнать его и объяснить, для чего это было сделано».
«Если стрессовое интервью спланировано грамотно, то кандидата подвергнут тому типу стресса, с которым ему придется сталкиваться во время будущей работы», — рассказывает Анна Бобель, руководитель отдела рекрутинга компании World Staff.
В темпе вальса
Помимо неудобных вопросов, дискомфорт на стрессовом интервью нередко достигается и за счет жесткого темпа разговора, причем зачастую происходящего вне стандартного офисного окружения за круглым столом. «Соискателя, претендующего на работу в одной крупной компании, иногда в вестибюле офисного центра, где расположена компания, встречает рекрутер и предлагает проводить до офиса. Когда они оказываются в лифте, рекрутер предлагает интервьюируемому за время, пока они поднимаются на нужный этаж, презентовать себя, рассказав о личных и профессиональных качествах, — рассказывает Людмила Цушко. — Этот метод использовался в компании при поиске человека на позицию менеджера, который должен уметь четко и лаконично выражать свои мысли, делать качественные презентации проектов».
Для тех, кому предстоит работать в условиях постоянного шума, на собеседовании создается так называемая неспокойная обстановка: интервьюер время от времени отвлекается на телефонные звонки, беседы с коллегами, а сама встреча проходит в слишком оживленном месте, когда другие сотрудники, то и дело вмешиваясь в разговор, задевают стул или локоть соискателя.
«Такие уловки мы используем при подборе персонала в контакт-центр, где сотрудникам приходится работать в стрессовом режиме, в шумной атмосфере, — рассказывает Татьяна Пашкина, руководитель отдела найма и обучения персонала страховой компании Allianz. — При этом консультанты часто общаются с клиентами, которые не всегда находятся в добром расположении духа, например, после наступления страхового случая, и выплескивают на оператора свои эмоции. При подборе людей на такие должности мы играем в некоторые деловые игры: ставим перед человеком определенную задачу, но ограничиваем его во времени, причем два сотрудника активно мешают его работе, громко разговаривают друг с другом, стараются отвлечь соискателя, периодически интересуясь у него, когда же он закончит выполнение задания». Таким образом в компании проверяют, способен ли человек сохранить качество и темп работы в некомфортных условиях. «Нередко люди теряются. Отвлекаясь на нас, не могут быстро сосредоточиться на задании, хотя, возможно, в спокойной обстановке справились бы гораздо лучше, — говорит Пашкина. — Но нас интересуют установленные нами условия, и если потенциальный сотрудник не справляется, мы с ним расстаемся либо заносим его в кадровый резерв на другие вакансии».
«Элементы стрессового интервью используются нами при подборе сотрудников в дирекцию по персоналу, коллектор- и контакт-центры, — рассказывает Людмила Цушко. — Так, для сотрудников отдела управления, подбора и адаптации персонала мы проводим групповые интервью, собираем несколько соискателей вместе и предлагаем им ролевые игры, например, провести собеседование друг с другом. В итоге можно не только увидеть реакцию человека и оценить его качества как рекрутера, но и выявить среди претендентов лидера».
Тактику быстрого темпа собеседования использует и Владимир Бородянский, причем задает вопросы из профессиональной сферы, предлагая кандидатам найти решения проблем прямо на месте. «Руководитель должен уметь думать и находить решения очень быстро, ведь редко когда успешными становятся флегматичные люди, обычно это достаточно динамичные личности, — рассказывает Бородянский. — Бывали случаи, когда человек не выдерживал темпа беседы, будучи грамотным и опытным специалистом, не мог быстро реагировать, тушевался. Для меня это был повод для сомнения в том, сможет ли он быть эффективным топ-менеджером».
«Лучшее стрессовое интервью — это комбинация нескольких приемов, — считает Максим Немеш. — Конечно, не стоит применять сразу все известные. Например, я присутствовал на собеседовании, когда его проводили сразу шесть представителей компании, — это один элемент. Должность соискателя предполагала работу с финансовой отчетностью, поэтому вторым и третьим элементами стали неудобные вопросы в жестком темпе, в частности, связанные с личными финансами. Это были попытки выяснить в достаточно резком тоне отношение человека к деньгам.
Во благо или во вред?
Однако проверки стрессовыми интервью, по мнению руководителей, требуют кандидаты далеко не на все должности. В некоторых ситуациях стресс может оказаться только помехой, например, при тестировании соискателя, которому предстоит работать с документами и базами данных. Такую профессию зачастую выбирает определенный тип людей, стресс может только привести к тому, что человек окончательно закроется, и рекрутер так и не сможет выяснить, насколько он профессионален в своей области.
«Как правило, стрессовое интервью я провожу только с соискателями, претендующими на руководящие должности, — рассказывает Владимир Бородянский. — Для проверки обычного сотрудника не имеет смысла применять этот метод. Выяснить, насколько человек ответственный с помощью какого-либо интервью, очень сложно — для этого существует испытательный срок. Но если соискатель претендует на руководящую должность, подобный метод помогает мне понять, как именно человек мыслит, насколько он психологически устойчив, какие решения будет принимать в кризисных ситуациях и как будет решать конфликты со своими подчиненными».
Более того, остается открытым вопрос об этичности и целесообразности использования стрессовых интервью, для каких целей они не применялись бы, поскольку сам по себе стресс вреден: он способен не только ухудшить психологическое состояние человека, но и его здоровье.
«На рынке острый дефицит квалифицированных кадров, даже хорошие секретари и офис-менеджеры на вес золота, — говорит Анна Бобель. — И подвергать персонал жестким процедурам, ставить его в слишком некомфортные условия, на мой взгляд, просто нецелесообразно. Сложные профессиональные вопросы и присутствие на собеседовании сотрудников высокого ранга — это уже своего рода стресс для соискателя, но при этом вы не рискуете обидеть человека и оставить о компании негативное впечатление».
|
Неумело проведенное стрессовое интервью может разрушить репутацию компании
|
Дурная слава, как известно, распространяется гораздо быстрее, чем положительные отзывы, и кандидат, прошедший через экзекуцию, может своими негативными отзывами о компании нанести серьезный вред ее репутации. Плохая репутация на рынке значительно осложнит дальнейший процесс поиска и найма персонала. Наталья Сопилкова, HR-директор компании United Communications Group, в свое время успешно пройдя стрессовое интервью, и вовсе отказала будущему работодателю. «Я проходила собеседование на должность HR-менеджера в компании, занимавшейся активными продажами, — вспоминает Наталья. — Со мной общались два ее представителя, по очереди задавая вопросы из разных сфер, начиная с профессиональной и заканчивая личной. Последние показались мне особенно некорректными. В то время я и понятия не имела, что такое стрессовое интервью, старалась шутить и вести себя непринужденно, хотя в душе негодовала. После окончания беседы мне ничего не объяснили, не извинились за некорректные вопросы. Выйдя из комнаты, где проходило собеседование, в полном недоумении, я вдруг решила, что в этой компании работать не хочу. И когда на следующий день мне перезвонили, сказав, что моя кандидатура утверждена, отказалась от предложения без сожалений. У меня на долгое время осталось негативное впечатление об этом предприятии и людях, которые проводили собеседование. Уверена, что применение стрессового интервью в моем случае было абсолютно неэффективно и непоказательно для определения профессиональных качеств». Сегодня Наталья противник такого рода тестирований, считая, что, даже проводя стрессовое интервью, необходимо чувствовать грань, которую переходить не стоит, тем более что не всегда подобные беседы проводятся грамотно.
«Стрессовое интервью окажется однозначно эффективным, если его проводить с кандидатом на должность боксера, — говорит Александр Карпов, директор по персоналу компании «Голден Телеком». — Его сокрушающий правый хук покажет рекрутеру быстроту реакции на внешний раздражитель. При тестировании соискателей на остальные должности к стрессовому интервью лучше не прибегать». Если специалист считает, что с ним проводят стрессовое интервью, ему лучше сразу встать и уйти, ведь такой способ собеседования может выявить только моментальную реакцию человека, тогда как устойчивость к длительному влиянию раздражающих факторов испытать за такое короткое время невозможно, уверен Александр Карпов. «Кандидаты могут догадаться, в какую «веселую» компанию они попадут, раз уж ее представители даже на интервью на них кричат, — аргументирует он. — А ведь сегодня у профессионалов нет никаких проблем с трудоустройством».
В то же время Максим Немеш уверен, что заменить элементы стрессового интервью, например тестами, сложно, поскольку человек никогда не будет себя вести в полной мере искренне в смодулированной ситуации, а только в том случае, когда его погрузят в определенную атмосферу. Но, предостерегает он, менеджер по работе с персоналом, проводящий стрессовое интервью, должен быть подготовленным специалистом, в первую очередь психологом, и применять такой метод психологической проверки весьма осторожно.
«На стрессовом интервью люди проявляют себя по-разному: ведут тонкую и грамотную игру или срываются и переходят на повышенные тона, — говорит Максим Немеш. — Рекомендовать универсальную модель поведения здесь сложно, но если вы все же поняли, что стали участником стрессового интервью, не пытайтесь быть другим. Если считаете, что на заданный вопрос не следует отвечать, игнорируйте его, а не думайте о том, какой ответ хотел бы получить собеседник и какая реакция была бы наиболее приемлемой в данном случае».
Источник: Дарья ЧЕРКАШИНА
|