Корпоративная культура кому мать родная, а кому мачеха злая. Организации стремятся к единым правилам для всех работников, но не все готовы им следовать. Зачем же тогда создаются нормы поведения и всевозможные регламенты работы?
Нина ВИДЕЕВА, директор по персоналу компании «Морэкс Ltd»:
Корпоративная культура – это набор явных и негласных правил, ценностей и принципов, которые укрепляют и направляют организационное поведение. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» – эта строчка из стихотворения Булата Окуджавы, по большому счету, и определяет, для чего нужны одни правила на всех в отдельно взятой компании. Работа должна давать запланированные результаты и работодатель рассчитывает на это. Поэтому он должен создать определенные условия для достижения поставленных целей.
Некоторые создают атмосферу «корпоративной рубки». Агрессивная среда оправдана с точки зрения выживания только сильнейших специалистов, если бизнес предполагает необходимость быть не только профессионалом, но и стрессоустойчивой личностью. Хотя такие условия работы не многим под силу.
Чаще, конечно, встречаются компании с корпоративной культурой, направленной на командную работу. Это дает возможность признания талантов и профессиональных заслуг работников. Дает стимул двигаться по карьерной лестнице. Новичкам легче вливаться в дружный коллектив. Да еще когда все ведут себя так, что нового человека ждали и ему рады. Бывает, отдельные сотрудники недовольны корпоративной культурой, но претензий к формулировке правил не имеют. Проблема в том, что не все подчиняются единой системе, поэтому и работа дружно не клеится.
Корпоративная культура не может существовать сама по себе только потому, что подписана генеральным директором. Она работает, когда все живут по одной системе и любые достижения отдельного специалиста могут оценить по достоинству все: будь то профессиональная деятельность или победа в корпоративных соревнованиях по боулингу. При такой системе легче внедрять рациональные предложения и влиять на принятие управленческих решений отдельному специалисту. Легче почувствовать свою значимость и сопричастность к чему-то большому и важному. Людям проще и плодотворней трудиться, если есть осознание, что их работа что-то значит в бизнес-процессе и без него не обойдутся.
Но есть один недостаток: система корпоративной культуры с первых шагов работы нового сотрудника начинает требовать выполнения правил. Подстроиться удается во время испытательного срока не всем. И становится совсем непонятно, зачем ее выполнять, если она не приносит дивидендов. Но корпоративная культура - дама капризная и отвечает тому, кто сумел сходу соблюдать правила. Многие дают положительную оценку спустя полгода, тогда эта система начинает работать на того, кто добросовестно соблюдал правила на протяжении всего этого времени. Поэтому оценить по достоинству то, что предлагают, сначала очень трудно.
Конечно, сотрудник должен постараться подстроиться под прописанные правила, но он также не должен забывать о своих правах. Можно увлечься и не заметить, как тебе кто-то «сел на шею». Во избежание недоразумений такого рода и чтобы не потерять уважение окружающих, следует знать, что сотрудник имеет право:
- на автономность;
- на независимость;
- на успех;
- быть выслушанным и принятым всерьез;
- получить то, за что платишь;
- иметь права;
- действовать в манере уверенного человека;
- отвечать на просьбу отказом, не чувствуя себя виноватым;
- просить чего хочешь;
- делать ошибки и быть ответственными за них;
- выбирать стиль взаимодействия с другими людьми
Источник: Лена МАЛИНАРИ
|