В кризисе, когда все компании экономят, в том числе и на персонале, значимость нематериальных способов мотивации возрастает. Одним из методов «стимулирования без денег» выступает сильная корпоративная культура.
По наблюдениям экспертов, нематериальная мотивация является наиболее эффективной и долгосрочной, в отличие от материальной, и позволяет сохранить сильную команду даже в случае уменьшения денежных бонусов.
Как отмечает Полина Булгакова, менеджер по корпоративным коммуникациям Управляющей компании ХК «Зеленые листья», корпоративная культура есть в любой организации. Другой вопрос, насколько она сильна и есть ли необходимость ее развивать? «Самостоятельно каких-то глобальных вопросов она не решает, — продолжает она. — С помощью корпоративной культуры можно уменьшить стресс персонала. В связи с кризисом этот вопрос наиболее актуален: меняются стратегии, структуры организаций, состав и функционал персонала.
Корпоративная культура — один из инструментов регулирования отношений между сотрудниками, отделами компании. Основной целью ее укрепления в нашей компании является поддержание коммуникаций между предприятиями, входящими в наш холдинг, и идентификация их как составляющих единого организма».
Ольга Фефер, генеральный директор агентства «ПР группа Фефер», преподаватель ДВГУ: «Корпоративная культура определяет принадлежность сотрудника к коллективу, к «семье» и укрепляет командный дух. Чем она сильнее, тем лояльнее сотрудники к работодателю».
Стоит попробовать
В местных фирмах этот инструмент мотивации персонала практически не востребован. Как отмечает Ольга Фефер, система внедрения и контроля корпоративной культуры есть только у 20% компаний.
Эксперты отмечают, что популяризацию этого инструмента, как ни странно, сдерживает отсутствие запроса со стороны руководства. Многие просто не знают, каковы результаты от его применения. Ольга Фефер: «Если специалисты по кадрам не стремятся донести информацию о необходимости работы с культурой, то откуда появиться запросу от руководства? При этом становление культуры компании определяется именно ценностями и видением топов».
Анна Бредихина, главный специалист по развитию продаж «Альфа-банка»: «Есть руководители, которые рассматривают построение системы корпоративных коммуникаций как ключ к успеху и одно из средств достижения стратегических целей бизнеса. Стиль руководства, психологический климат в коллективе, сложившийся имидж организации — все это не может не влиять на результаты работы любого предприятия».
Миссия невыполнима
Конечно, формирование и поддержание корпоративной культуры достаточно затратно как в денежном, так и временном выражении. «Стоимость зависит от цели, размера штата и возможностей организации, — отмечает Булгакова. — Затраты можно просчитать, и обычно составляется предварительный бюджет на год, в котором примерно прописываются все статьи расходов. При этом всегда нужно соизмерять инвестиции и результат».
Тем не менее некоторые скептически воспринимают перспективы создания корпоративной культуры в кризисе. Анна Бредихина: «В тех компаниях, где она отсутствует, в условиях кризиса ее не создать. Это потребует дополнительных капиталовложений, которые в условиях оптимизации бизнеса невозможны. Кроме того, корпоративная культура не является жизненно необходимой для фирмы. Она составляет лишь 50% нематериальной мотивации».
ВЫВОД
Владимир Павловский, директор по персоналу ООО «УК БАМР»: «Оценить роль корпоративной культуры в работе компании достаточно тяжело, но можно говорить о ее позитивном влиянии на все стороны жизни предприятия. От качества производимой продукции, до восполнения кадров. Каждое предприятие имеет свою культуру общения между служащими, свои ценности, правила и установки. Разница лишь в том, что на одних предприятиях все это возникло стихийно, а на других предпринимались определенные, целенаправленные шаги. Не только в Приморье, но и во всей России практика целенаправленного и осознанного создания здоровой корпоративной культуры находится на стадии формирования».
Евгения СТУКОВА
|