Работа проводилась во исполнение поручения президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина «О сохранении железнодорожных объектов компании, имеющих культурно-историческую ценность». О том, как прошла паспортизация на Дальневосточной магистрали, рассказала директор музея истории Дальневосточной железной дороги Валерия Буркова.
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО РЕШАТЬ
Чтобы понять, чем важна проводимая в дорожных музеях работа и почему сейчас она наиболее актуальна, необходимо обратиться к истории.
Идейным вдохновителем появления музеев на сети железных дорог России в 60-х годах прошлого столетия стал Центральный музей железнодорожного транспорта (ныне ЦМЖТ РФ), заметим – один из старейших музеев Европы.
– Бум открытия дорожных музеев пришелся на 70–80-е годы прошлого века, – рассказывает Валерия Владимировна. – Тогда, да во многом и сейчас, в них работали энтузиасты. Сами собирали экспонаты, сами оформляли выставочные композиции. А в плане методической работы музеи курировал и курирует до сих пор ЦМЖТ РФ. Несмотря на то, что этот музей не вошел в ОАО «РЖД», а был передан в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Именно ЦМЖТ РФ обратился к руководству компании с предложением провести паспортизацию. Ведь сейчас многие экспонаты имеют реальную как историческую, так и коммерческую стоимость. В то время как у самих дорожных музеев возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без поддержки ОАО «РЖД», они не могут.
– Основная проблема – это отсутствие официального статуса у музеев предприятий дороги и как следствие отсутствие ставок музейных работников, в том числе директора музея, – объясняет Валерия Буркова. – То есть в музеях работают энтузиасты, совмещающие непосредственную работу на предприятии с заведованием музеем на общественных началах. Чем это плохо? Во-первых, уйдет с дороги этот энтузиаст, и музей в лучшем случае перестанет развиваться, в худшем – перестанет существовать. Во-вторых, если у музея нет руководителя, значит, никто не несет ответственность за его работу, за целостность и сохранность экспонатов.
Более того, сейчас, во время проведения реформы, многим предприятиям вообще не до исторических ценностей. У многих руководителей возникает желание просто закрыть музеи. Ярким примером, иллюстрирующим данные проблемы, стал музей Уссурийского вагонорефрижераторного депо (ныне Рефрижераторное вагонное депо Уссурийск – филиал ОАО «Рефсервис»).
– Во время посещения этого музея оказалось, что часть его коллекции, а это 152 единицы хранения, была передана на постоянное хранение в муниципальный краеведческий музей Уссурийска. Оставшаяся экспозиция размещается в законсервированном здании, где проводятся ремонтные работы, – рассказывает Валерия Владимировна. – Нам повезло, что муниципалитету не были переданы ценные экспонаты по железнодорожной тематике: макеты рефрижераторных вагонов начала ХХ века, фрагменты рельсов с клеймами начала ХХ века, знамена победителя в социалистическом соревновании, отраслевые наградные знаки. Сейчас все эти экспонаты переданы в наш музей – истории Дальневосточной железной дороги.
ЧТО ДАСТ ПАСПОРТИЗАЦИЯ?
Основные задачи проводимой сейчас работы во всех музеях, а их свыше 200, сети дорог ОАО «РЖД» – это мониторинг состояния дорожных музеев и музеев предприятий железнодорожного транспорта, обеспечение учета и сохранности музейных экспонатов, упорядочение фондовой работы в музеях. В перспективе, по завершении паспортизации, будет создан единый электронный информационный банк музейных предметов, имеющих культурно-историческую ценность, для всех музеев железнодорожной сети.
Вторым, очень важным итогом паспортизации должно стать присвоение части музеев официального статуса, для их полноценной работы будет разработано специальное положение, предусматривающее в том числе и источники финансирования.
– Конечно, статус музея получат не все. Ведь основному критерию, по которому проводится отбор, – наличие коллекции натурных экспонатов – отвечают далеко не все существующие музеи, – отмечает Валерия Буркова. – Таким не совсем музеям, где, скажем, хранятся только знамена победителей соцсоревнований и фотоархивы, будет присвоен статус мемориальных комнат, комнат трудовой славы, объединенных с кабинетами советов ветеранов.
В любом случае, будет статус – будет и финансирование.
Финансирование – краеугольный камень существования любого отраслевого музея. А сейчас, когда экономическая ситуация в стране довольно-таки сложная, денежный вопрос стоит особенно остро.
Музей истории Комсомольского регионального центра связи (бывший Музей трудовой славы Комсомольской дистанции сигнализации и связи) дважды оказывался на грани закрытия. Первый раз – при выделении Комсомольского РЦС. Тогда музей в буквальном смысле отстояла председатель профкома предприятия Галина Сивинцева.
– Экспонаты по истории связи, представленные в этом музее, такие как коммутатор начала прошлого века, в пределах Дальневосточной железной дороги уникальны. Более того, музей, посвященный именно истории связи, на нашей дороге единственный, – отмечает Валерия Владимировна. – Когда мы с комиссией приехали в этот музей, оказалось, что его экспонаты хотят переместить в актовый зал, а само помещение передать под другие нужды.
По словам Валерии Бурковой, узнав, что паспортизация проводится по поручению президента компании Владимира Якунина и музеям уделяется особое внимание, руководство предприятия решило оставить все как есть. Тем более что обеспечить сохранность экспонатов в актовом зале гораздо сложнее и дороже (необходима покупка специального оборудования), чем это можно сделать в музее.
НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ ЭНТУЗИАСТЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Как и пятьдесят лет назад, сейчас музейное дело держится на чистом энтузиазме. Так, музей локомотивного депо Комсомольск был открыт в 2000 году. Однако стараниями создателей музея – машиниста тепловоза Владимира Бицко и его жены Фаины – коллекция музея не только обогатилась новыми экспонатами, но и сами выставки оформлены весьма достойно, изданы две книги, ведется большая исследовательская работа в местных архивах.
– Всего за четыре года количество экспонатов в музее выросло в разы, – рассказывает Валерия Буркова. – Если в музее Дальневосточной железной дороги во время паспортизации было оформлено 160 карточек на экспонаты, то в музее локомотивного депо Комсомольск их количество достигло 133. И это при том, что площадь, на которой располагается музей, не самая большая среди музеев предприятий Дальневосточной магистрали.
Развивается и музей трудовой и боевой славы локомотивного депо Первая Речка при моторвагонном депо Первая Речка. По словам Валерии Владимировны, к столетию предприятия, к концу этого года, будет открыта обновленная экспозиция музея. Это стало возможно благодаря вниманию со стороны начальника Дальневосточной железной дороги Михаила Заиченко.
– Когда есть понимание со стороны руководителей компании и дороги, музейное дело переходит на абсолютно новый уровень, – рассказывает Валерия Буркова. – Ведь железнодорожный музей – это не только история, это мощный инструмент ведения корпоративной политики, воспитания преемственности поколений и профориентации. Сейчас такие структуры как Газпром, РАО ЕЭС обращаются в ЦМЖТ РФ с просьбами о помощи в создании отраслевых музеев, способных оказывать влияние на формирование особого отношения к истории предприятия, его ценностям и корпоративной культуре. На железной дороге ничего строить заново не нужно, у нас уже все есть, и этим необходимо пользоваться.
Справка
В ходе проведения паспортизации музеев ОАО «РЖД», имеющихся на Дальневосточной магистрали, были отработаны 14 музеев.
В Хабаровске прошли паспортизацию Музей истории Дальневосточной железной дороги, Музей трудовой и боевой славы локомотивного депо Хабаровск-2, Музей трудовой и боевой славы вагонно-пассажирского депо.
В Уссурийске – Музей трудовой и боевой славы Уссурийского локомотивного депо, Музей Уссурийской дистанции гражданских сооружений, Народный музей истории Уссурийского локомотиворемонтного завода, Музей (историко-производственный) рефрижераторного вагонного депо Уссурийск – филиал ОАО «Рефсервис».
Во Владивостоке – Музей революционной и трудовой славы локомотивного депо Первая Речка, Музей трудовой и боевой славы пассажирского вагонного депо Владивосток.
В Комсомольске-на-Амуре – Музей истории Комсомольского отделения, Музей локомотивного депо Комсомольск, Музей истории Комсомольского регионального центра связи.
В Облучье – Музей трудовой и боевой славы локомотивного депо Облучье. В Ружино – Музей трудовой славы локомотивного депо Ружино.