Как показал опрос, проведённый Исследовательским центром портала SupеrJob.ru, некогда самая популярная среди российских интернет-пользователей социальная сеть «Одноклассники» теряет свои позиции – теперь россияне предпочитают находиться «В контакте».
Наиболее посещаемой социальной площадкой Рунета на данный момент является сеть «В контакте», которую указали 63% участников исследования (год назад таких было 48%). Респонденты считают её самой удобной и развитой сетью, отмечая, что в ней «всё оформлено аккуратно и без лишней рекламы». Аудитория «В контакте» в основном состоит из молодёжи до 20 лет (91%), с возрастом же интерес к ней падает.
Второе место среди наиболее посещаемых российских социальных сервисов удерживают «Одноклассники» (60% по сравнению с 71% в 2008 году). Основные посетители сайта – россияне 30-40 лет (68%). «Удобно общаться с бывшими коллегами и друзьями, у которых отключена «аська», – комментируют опрошенные.
«Мой мир» (сервис mail.ru) востребован среди 33% наших сограждан, чаще других там бывают 20-30-летние россияне (35%).
10% респондентов отметили сеть «Мой круг» (сервис yandex.ru). Наиболее интенсивно ей пользуются респонденты старше 50 лет (20%).
Наименее популярны среди наших сограждан сети Facebook (4%) и Myspace (3%), однако по сравнению с исследованием, проведённым в прошлом году, их популярность среди россиян возросла.
Среди других социальных сетей респонденты (5%) отмечали такие сервисы, как «Живой журнал», Mirtesen.ru, «Ли.ру».
Стоит отметить, что женщины посещают подобные сайты заметно чаще мужчин. Мужчин больше и среди респондентов, которые не являются участниками ни одной из сетей (20% против 9% среди дам). Противники социальных сетей уверены, что «они не развивают и не дают новой интересной информации», «из-за них распадаются семьи», «ФСБ всё это устроило».
В основном россияне используют социальные сети как средство для общения с уже знакомыми людьми (59%). Несколько реже – для того, чтобы восстановить утраченные связи (54%). Эти цели женщины преследуют чаще мужчин, тогда как последние чаще заходят на подобные сайты с целью завести новые знакомства (15% против 11% среди женщин) или деловые контакты (11% и 9% соответственно).
6% участников опроса, посещая социальные сети, преследуют иные цели: «Подбираем персонал»; «Качаю мультики, видео, фото!»
Несмотря на то, что многие россияне благодарны социальным сетям за помощь в поиске потерянных друзей, бывших коллег и одноклассников, 48% наших сограждан считает посещение таких сетей небезопасным: «Если информацию собирают, это значит, что она где-то нужна». Однако тех, кто считает общение в социальных сетях безопасным, всё же больше – 52%. «Бесспорно, есть люди, которые могут использовать личные данные для мошенничества и прочих афер. Размещая данные о себе в Интернете, нужно отдавать себе отчёт в том, что эта информация может попасть в чужие руки», – справедливо полагают респонденты. Чтобы избежать утечки личных данных, некоторые россияне (18%) регистрируются в социальных сетях под вымышленными именами, заводят «партизанские» аккаунты.
К счастью, помимо взлома личных страничек и попадания вирусов в их компьютеры, большинству пользователей не пришлось столкнуться с серьёзными негативными последствиями посещения социальных сетей. Напротив, 17% опрошенных отмечают, что после регистрации в социальных сетях их жизнь изменилась к лучшему. «Я нашла много знакомых, с которыми давно потеряла связь. И даже личную жизнь наладила!»; «Я стал чаще встречаться с друзьями», – комментируют они.
На судьбы 67% россиян посещение социальных сервисов не оказало какого-либо влияния: «Я получила дополнительную информацию о людях, которых знала ранее, но на мою жизнь это не повлияло».
О том, что их жизнь после знакомства с социальными сетями изменилась к худшему, сообщает 3% участников исследования. «Затянуло…»; «Одноклассники» – переломный момент в отношениях с моим молодым человеком! Появились постоянные подозрения, ссоры, ложь!» – негодуют они.
Более половины россиян встречаются с людьми, общение с которыми они поддерживают в сетях, и в реальной жизни. Кто-то время от времени навещает друзей, а кому-то сеть помогла организовать встречу с одноклассниками, связь с которыми была утеряна на долгие годы.
30% респондентов заявляют, что их круг общения уже сформирован, а с людьми из социальных сетей им достаточно и виртуального общения. Некоторые из них, правда, с сожалением отмечают, что они не имеют возможности встречаться с друзьями и бывшими одноклассниками потому, что жизнь разбросала их по разным городам и даже странам.
Поиск старых друзей, одноклассников и коллег – это, бесспорно, захватывающее действо. Возможно, социальные сети смогут стать действенным инструментом для поиска персонала? Однако, как показал опрос Исследовательского центра портала SupеrJob.ru, для отбора соискателей социальные сервисы используют только 17% российских компаний. Ещё 14% работодателей использует социальные сети для проверки кандидатов: «Очень удобно использовать в работе. Многое узнаёшь о человеке»; «Проверяю однофамильцев кандидата через сеть My.Mail».
Большинство же российских менеджеров по персоналу (69%) не имеет возможности оценить эффективность поиска сотрудников через социальные сети на практике: доступ к подобным сайтам в их организациях запрещён.
Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 24-27 февраля 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активные россияне старше 18 лет, пользователи Интернета
Размер выборки: 3500 респондентов
Вопрос:
«Назовите, пожалуйста, все социальные сети, участниками которых Вы являетесь?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа):
Вариант ответа |
Все |
Пол |
Возраст, лет |
муж |
жен |
до 19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50 и старше |
одноклассники.ру |
60% |
53% |
66% |
48% |
66% |
68% |
59% |
56% |
в контакте.ру |
63% |
57% |
71% |
91% |
72% |
42% |
25% |
22% |
мой мир (сервис mail.ru) |
33% |
27% |
39% |
30% |
35% |
33% |
28% |
29% |
мой круг (сервис yandex.ru) |
10% |
11% |
10% |
6% |
9% |
13% |
12% |
20% |
myspace |
3% |
2% |
2% |
3% |
2% |
1% |
0% |
0% |
facebook |
4% |
3% |
5% |
5% |
5% |
3% |
1% |
0% |
другие |
5% |
4% |
6% |
4% |
6% |
4% |
2% |
5% |
не являюсь участником ни одной из социальных сетей |
15% |
20% |
9% |
3% |
10% |
18% |
30% |
31% |
Вопрос:
«Вы используете социальные сети («Одноклассники», «В контакте» и т.п.) для того, чтобы…»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа):
Вариант ответа |
Все |
Пол |
Возраст, лет |
муж |
жен |
до 19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50 и старше |
завести новые знакомства |
13% |
15% |
11% |
23% |
14% |
10% |
9% |
7% |
восстановить утраченные связи |
54% |
46% |
59% |
55% |
55% |
54% |
48% |
39% |
завести деловые контакты |
10% |
11% |
9% |
9% |
10% |
9% |
8% |
11% |
как средство для общения с уже знакомыми людьми |
59% |
48% |
68% |
67% |
68% |
51% |
38% |
39% |
посмотреть, как поживают люди, с которыми давно не общался(лась), но не вступать в общение |
25% |
22% |
27% |
27% |
29% |
20% |
16% |
24% |
с другими целями |
6% |
6% |
4% |
5% |
6% |
3% |
2% |
4% |
не являюсь участником соцсетей |
15% |
24% |
10% |
13% |
11% |
21% |
29% |
33% |
Вопрос:
«Опасно или безопасно, по Вашему мнению, иметь регистрацию в социальных сетях («Одноклассники», «В контакте» и т.п.)?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа |
Все |
Пол |
Возраст, лет |
муж |
жен |
до 19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50 и старше |
Однозначно опасно |
10% |
14% |
6% |
14% |
8% |
10% |
15% |
10% |
Скорее опасно |
38% |
39% |
37% |
32% |
38% |
40% |
39% |
41% |
Скорее безопасно |
46% |
40% |
52% |
47% |
48% |
45% |
40% |
49% |
Полностью безопасно |
6% |
7% |
5% |
7% |
6% |
5% |
6% |
0% |
Вопрос:
«Изменилась ли Ваша жизнь после того, как Вы стали участником социальных сетей («Одноклассников», «В контакте» и т.п.)?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа |
Все |
Пол |
Возраст, лет |
муж |
жен |
до 19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50 и старше |
не являюсь участником соцсетей |
13% |
18% |
9% |
10% |
9% |
16% |
26% |
28% |
да, к лучшему |
17% |
14% |
19% |
21% |
19% |
14% |
10% |
10% |
да, к худшему |
3% |
4% |
3% |
5% |
4% |
3% |
1% |
8% |
никак не изменилась |
67% |
64% |
69% |
64% |
68% |
67% |
63% |
54% |
Вопрос:
«Встречались ли Вы в реальной жизни с теми людьми, с которыми познакомились или вновь возобновили отношения через социальные сети («Одноклассники», «В контакте» и т.п.)?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа |
Все |
Пол |
Возраст, лет |
муж |
жен |
до 19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50 и старше |
не являюсь участником соцсетей |
12% |
17% |
7% |
6% |
8% |
15% |
22% |
25% |
да |
58% |
54% |
63% |
79% |
62% |
55% |
48% |
42% |
нет |
30% |
29% |
30% |
15% |
30% |
30% |
30% |
33% |
Вопрос:
«Есть ли у Вас «партизанские» регистрации («виртуальные» аккаунты) в социальных сетях («Одноклассники», «В контакте» и т.п.)?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
есть |
18% |
|
нет |
70% |
|
не являюсь участником соцсетей |
12% |
|
Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 24-27 февраля 2009 года
Исследуемая совокупность: представители предприятий и организаций, отвечающие за работу с персоналом
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Используете ли Вы социальные сети («Одноклассники.ру» и т.д.) для подбора персонала?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
да, ищем кандидатов в социальных сетях |
17% |
|
да, проверяем кандидатов через социальные сети |
14% |
|
нет, не используем |
69% |
|
|