Российский рынок интернет-рекламы можно считать относительно молодым, а следовательно и перспективным направлением инвестирования средств. Это подтверждается тем, что на фоне положительной динамики развития российской сферы рекламы и развлечений интернет-реклама растет и развивается опережающими темпами, значительно увеличивая свою в долю в структуре рынка. В текущий момент на данное направление приходится 4-5% от всего рекламного рынка РФ. Но уже к 2015 году ожидается двукратное увеличение данного сегмента, - на рекламу и продвижение различных товаров и услуг в сети Интернет будет приходиться не менее 10% от профильного рынка Российской Федерации.
График 1. Прогнозная емкость рынка интернет-рекламы и аудитория российского сегмента мировой сети.
.
Развитие интернет-рекламы является следствием благоприятного влиянием конъюнктуры, сложившейся на внутреннем рынке. Относительно низкое проникновение сети Интернет оставляет значительный потенциал роста количества пользователей мировой информационной сети и ее сервисов, среди которых есть и социальные сети, популярность которых в российском сегменте Интернета постоянно растет.
В качестве примера следует рассмотреть московский рынок, на котором более 60% абонентов широкополосного доступа к сети пользуются Интернетом ежедневно. При этом 90% потребителей данной услуги пользуется Интернетом хотя бы раз в неделю. Регионы РФ готовы подхватить положительную динамику по преодолении отставания в части инфраструктуры и поверхностного подхода к ценообразованию со стороны местных операторов. По мере развития сети Интернет в регионах будет увеличиваться и суточная аудитория, формирующая основной объем сетевого трафика. Данное обстоятельство соответствующим образом скажется и на рынке Интернет-рекламы.
Соответствующим образом будет вести себя и динамика вложений в данный сектор, объем которого к 2015 денежном выражении превысит $ 2 млрд. Столь высокая динамика роста рынка создает благоприятные условия для появления на нем новых участников. Очевидно, что существующий список лидеров отрасли может значительно измениться с течением времени. То же утверждение справедливо и в отношении структуры акционерного капитала данных предприятий.
Российский рынок медийной рекламы можно считать достаточно развитым с точки зрения инфраструктуры, - уже внедрены и активно развиваются инструменты мониторинга и измерения аудитории российского сегмента сети Интернет. Рынок подобных услуг на текущий момент представлен тремя компаниями, которые ведут активную работу, целью которой является повышение качества предоставляемой информации.
Таблица. Компании-лидеры российского рынка интернет-рекламы, млн. долл
|
Компания
|
Общая выручка от интернет-рекламы
|
Выручка от медийной рекламы
|
Выручка от контекстной рекламы
|
Выручка от иной интернет-рекламы
|
1
|
Яндекс
|
167
|
28
|
133,6
|
5,4
|
2
|
РБК
|
88
|
83,6
|
0
|
4,4
|
3
|
Rambler (c учетом доходов Бегун после поглощения)
|
65
|
34
|
25
|
6
|
4
|
Mail.ru
|
46
|
31
|
0
|
15
|
5
|
Бегун (до слияния с Rambler)
|
11
|
0
|
11
|
0
|
6
|
Google
|
10
|
0
|
10
|
0
|
7
|
Auto.ru
|
7
|
5
|
0
|
2
|
8
|
Одноклассники.ру
|
3
|
3
|
0
|
0
|
9
|
Newsru.com
|
2,2
|
2,2
|
0
|
0
|
10
|
GISmeteo.ru
|
2
|
1,5
|
0
|
0,5
|
11
|
Газета.ру
|
1,8
|
1,8
|
0
|
0
|
12
|
Коммерсант
|
1,5
|
1,5
|
0
|
0
|
13
|
Эксперт
|
1,2
|
1,2
|
0
|
0
|
14
|
Остальной интернет (в т.ч. баннерные сети)
|
19,1
|
14,1
|
1
|
4
|
На текущий момент лидерство на рынке рекламы принадлежит компании Яндекс, которая также находится в числе десяти самых популярных поисковых систем мира. Инвестиционная привлекательность, а также его популярность у пользователей сети Интернет регулярно растет. Ежемесячно услугами яндекса пользуется 540-600 млн человек. В ближайшее время руководство компании планирует провести первичное размещение акций на американской бирже NASDAQ, в результате чего планируется привлечь $ 1,5-2 млрд. По предварительной информации, размещение, организаторами которого выступят Morgan Stanley, Deutsche Bank и "Ренессанс Капитал, будет проводиться осенью 2008 года.
Традиционными лидерами по объемам аудитории являются российские социальные сети, активно конкурирующие с блогами. В числе лидеров здесь находятся «Одноклассники» с аудиторией более 10 млн человек. Также, данная социальная сеть придерживается достаточно активной политики в части размещения рекламы, выручка от которой превышает $ 3 млн. ежегодно.
К крупнейшим рекламодателям российского интернета на текущий момент относятся автомобильные компания и операторы сотовой связи. Любое из предприятий такого масштаба как General Motors, Ford, МТС, Мегафон, Вымпелком, потратило на медийную рекламу не менее $ 3 млн.
К данному сегменту рынка растет внимание зарубежных инвесторов. В качестве примера следует привести сделку по приобретению российской рекламной компании AdWatch, которая досталась британскому агентству интернет-рекламы Isobar. Данное российское предприятие работает с такими заказчиками, как Microsoft, Canon и Sun Interbew, которым оказываются услуги по работе со СМИ, креативные услуги а также PR.
Таким образом, рынок интернет-рекламы является одним из наиболее перспективных направлений для инвестирования средств, которое может осуществляться как для приобретения долей в уже работающих на рынке предприятиях, так и для выхода «с нуля». Активной работе с данными рынками способствует долгосрочная тенденция к росту количества пользователей Интернет в Российской Федерации, и дальнейшее развитие электронного бизнеса.
Игорь Чесноков
® integrum
|