Деловой этикет - экономическая категория
Журнал "Корпоративная культура", №4, Сентябрь 2006 |
Все статьи номера
В России на протяжении десятков лет не существовало специального обучения этикету в школах и ВУЗах. Некоторым гражданам повезло, в их семьях обращали внимание на правильное поведение, учили «как себя вести по этикету», показывали примеры этикетного поведения. Другим повезло меньше и тема «приличного поведения» присутствовала в их жизни лишь поверхностно.
Сотруднику бизнес-организации подчас сложно разобраться, какие нормы делового поведения приемлемы в его компании. Участников обучения интересуют порой самые «простые» на первый взгляд вопросы. Например, Как нужно одеваться на работу? Какие слова произносить, поднимая телефонную трубку в офисе? Как реагировать, если деловой партнер не соблюдает этикет? Как себя вести, если начальник несправедлив? Как культурно спорить? Как принято обращаться друг к другу в деловой среде?
Но не только рядовые сотрудники испытывают сложности с этикетным поведением. Зачастую и руководители на тренингах по этикету спрашивают, например: Меня повысили в должности, как должен теперь измениться мой деловой гардероб? Как сделать замечание подчиненному, если он нарушает этикет? Кто должен платить за деловой ужин? Как вручать и принимать визитную карточку? Какие подарки приняты в бизнес-среде? Как корректно отказать? Каков этикет переговоров?
Поиск ответов на этикетные вопросы занимает время и энергию сотрудников бизнес-организаций на всех уровнях иерархии. В ритме рабочих дней подчас нет возможности уточнить у руководства и коллег этикетные моменты из-за занятости или стеснения.
В цивилизованном мире деловой этикет, то есть внешние формы поведения, принятые в деловой сфере, считается экономической категорией. Если все сотрудники на всех уровнях соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и болезней на нервной почве, выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и проч. Цену бескультурья и хамства можно вычислить и выразить в деньгах.
Напомню управленческую аксиому: только довольный внутренний клиент может создать довольного внешнего клиента. Если внутри компании сотрудники (внутренние клиенты) испытывают дефицит хороших деловых манер со стороны руководителя, коллег, если их не устраивает стиль руководства и качество общения между сотрудниками, то не приходится удивляться, что такие недовольные внутренние клиенты проявляют холодность, безразличие, а подчас и грубость, в отношении внешних клиентов. Например, когда руководитель критикует подчиненного на глазах у других сотрудников, то такой подчиненный при обслуживании внешнего клиента, скорее всего также будет несдержанным.
По моим наблюдениям, большинство руководителей недовольны этикетным аспектом поведения своих подчиненных. Больше всего претензий к внешнему виду, телефонному поведению и манере держать себя в коллективе. Особые нарекания руководителей вызывает этикет сотрудников в деловых коммуникациях с внешними клиентами – продажи, переговоры, презентации.
Для того чтобы «воспитать», «окультурить», «облагородить» своих сотрудников, руководители компании планируют для них тренинги по этикету. Обычно заказчики обучения возлагают большие надежды на бизнес-тренера, его мастерство и экспертную позицию. Действительно, личность тренера, его тренерский стиль, содержание и процесс обучения – это важнейшие слагаемые успеха бизнес-тренинга по этикету. Но, бизнес-тренинг - это краткосрочная форма обучения. Тренинг неизбежно закончится. Поэтому заказчикам обучения важно понимать, что имидж и этикет руководителей компании, топ-менеджеров - это именно тот фактор, который и формирует нормы поведения персонала в компании. В подтверждение тому приведу типичные запросы участников тренингов по этикету: Как быть, если руководитель требует от подчиненных деловой стиль в одежде, а сам выглядит кое-как? Как относиться к тому, что начальник говорит о пунктуальности, а сам опаздывает? Как сотрудникам вести себя с клиентами, если наш начальник с нами не здоровается?
Исследователь культуры организаций Э.Шейн самым эффективным механизмом насаждения ценностей называет поведение самого руководителя. Поведение руководителя говорит подчиненным о том, что важно и ценно для компании. Э.Шейн считает, что на культуру компании в наибольшей степени влияют следующие особенности поведения руководителей:
1. Направленность внимания. За чем руководитель следит, что он измеряет и контролирует?
2. Критические ситуации. Как руководитель реагирует на критические ситуации и кризисы?
3. Ролевая модель. Какой пример руководитель подает своим подчиненным?
Ученые Ф.Харрис и Р. Морган выделяют ряд характеристик организационной культуры. Несколько из них напрямую связаны с этикетом.
? внешний вид, одежда и представление себя на работе -
(разнообразие деловых стилей, опрятность, косметика, прическа, униформа, спецодежда и проч.)
? коммуникационная система и язык общения -
(использование устной, письменной, невербальной коммуникации, телефонный стиль, жаргон, жестикуляции и проч.)
? что и как едят люди, привычки и традиции в этой области -
(организация питания, включая наличие или отсутствие таковых мест в компании, дотация питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и проч.)
? осознание времени, отношение к нему и его использование -
(степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это, монохроническое или полихроническое использование времени и проч.)
? взаимоотношения между людьми -
(по возрасту, полу, статусу, власти, интеллекту, опыту, знаниям, рангу, степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов и проч.)
Чтобы хорошие деловые манеры персонала стали действительно прибыльными для бизнес-организации, принципиально важно, чтобы сотрудники одинаково понимали, что принято в их организации, а что нет, что приемлемо в поведении, а что недопустимо.
Например, в некоторых компаниях для регламентации делового поведения для внутренних клиентов создается документ «Кодекс поведения сотрудника». А для того, что описать, каков этикет при работе с внешними клиентами, утверждается «Стандарт обслуживания клиентов».
Бывает, что создается один документ, определяющий формы делового поведения для внутренних и внешних клиентов. Например, в «Книге сотрудника» одной московской торговой сети есть такие разделы:
- Обращение к сотруднику генерального директора,
- Миссия компании,
- Философия компании,
- Что компания ожидает от Вас?
- Чего Вы вправе ожить от компании?
- Стандарты поведения на работе,
- Желаемый образ будущего компании,
- Принципы работы с покупателем,
- Информационная безопасность,
- Система мотивации и оплаты труда,
- Система дисциплинарных взысканий и штрафов,
- Организационные процедуры.
Вот фрагмент документа «У нас так принято», действующего в финансовой корпорации N:
«Наши корпоративные правила поведения являются отражением надежности и респектабельности корпорации N. Некоторый консерватизм, который принят в деловом общении и внешнем виде сотрудников, соответствует сложившимся в практике … корпораций правилам этикета.
Нарушение корпоративных правил рассматривается как неуважение к имиджу и деловой репутации компании N и ее сотрудников».
«Каждый сотрудник заинтересован в создании доброжелательной атмосферы профессионального сотрудничества и постоянно стремится следовать принципам общения, которые создают партнерские отношения как с внешними клиентами N, так и с внутренними – ведь мы все является клиентами друг друга.
Обязательное соблюдение правил этикета:
Сотрудники приветствуют и клиентов, и друг друга – в компании N принято здороваться.
Фраза «Добрый день!» и улыбка обязательны даже при входе в кабину лифта.
Деловой стиль в одежде подчеркивает уважение к клиентам и коллегам, понимание корпоративной культуры.
Все разговоры ведутся в спокойном и доброжелательном тоне».
Добиваясь соблюдения норм делового этикета в компании, важно не только описать в документах необходимое поведение персонала, но и продумать, как внедрить его в практику повседневной работы. Очевидно, что без одобрения и понимания того, как важно соблюдение норм делового этикета каждым сотрудником, эффективность регламентирующих документов будет минимальной.
Необходимым слагаемым процесса внедрения правил делового этикета в жизнь бизнес-организации является специальное обучение персонала деловому этикету. Такое обучение не означает, что сотрудники не знают некоторых этикетных норм (хотя и такое нередко случается). В большинстве случаев они хотя бы теоретически знакомы с ними. В тоже время, «знать - не значит делать». Поэтому обучение этикету в форме бизнес-тренингов предполагает актуализацию имеющихся у сотрудников знаний в этой сфере и тренировку навыков этикетного поведения. Взрослые учащиеся, в отличие от детей-учащихся, испытывают потребности осмысливать и опираться на свой опыт. Поэтому, обучая персонал, целесообразно не только назвать требуемые формы делового поведения в бизнес-организации, но и объяснить культурологический смысл этикета, затронуть его историю, показать возможности этикетного поведения на различных деловых мероприятиях, ответить на сложные этикетные вопросы, обсудить конкретные деловые ситуации в этикетном аспекте.
Обучать персонал хорошим деловым манерам необходимо на всех уровнях иерархии в компании. Бесполезно обучать только руководителей и предполагать, что они после тренинга придут на рабочее место и передадут тренинговые знания подчиненным. Одна из причин заключается в том, что этикетные вопросы и ответы на них подчас весьма деликатны. Например, руководители иногда просят тренера включить в содержание тренинга по этикету для своих подчиненных такие вопросы, как важность отсутствия запаха пота, приемлемость короткой длины юбки, необходимость личной гигиены, цвет носок, допустимость распространения слухов, культура межличностных коммуникаций в коллективе, этика и этикет служебного романа и проч.
Иногда руководители-заказчики обучения спрашивают: А возможно ли вообще научиться деловому этикету? Если человеку в детстве не привили хорошие манеры, может ли он освоить эту науку на тренингах по этикету проводимых в компании?
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо пояснить, что такое этика и что такое этикет.
Приобщение к нормам этикета происходит очень рано, в процессе формирования личности ребенка. Ребенок усваивает речь и невербальные проявления взрослых и в силу природного дара подражания и ограниченности социальной среды берёт воспринимаемые формы поведения как единственно возможные. Через них он взаимодействует с окружающим миром. В процессе взросления эти усвоенные с детства формы поведения, т.е. этикет, могут изменяться. Усвоенные с детства манеры поведения глубинно связаны с ценностями, убеждениями и нравственностью человека. Этика – это философское учение о нравственности или морали. Нравственность – это один из способов регулирования человеческих отношений с помощью исторически сложившихся «неписанных» норм, относительно которых поступки людей оцениваются как добрые или злые, достойные или недостойные, честные или бесчестные, справедливые или несправедливые. В отличие от норм права, нормы морали официально нигде не записаны и долгое время передавались из уст в уста, от отца к сыну, от одного поколения - другому. В отличие от правового регулирования, где на страже законов стоят специальные государственные органы, карающие за нарушение законодательства, контроль над соблюдением моральных норм осуществляется только человеческой совестью и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным, соблюдать этические правила или нет, полностью зависит от собственного выбора человека.
Как и мораль, этикет – одна из форм регуляции человеческого поведения. Но правила поведения, в том числе и в бизнес-среде, носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, честью и бесчестьем, как этого требуют этические правила. Язык этикета преимущественно выражает требования гуманизма и общечеловеческой вежливости. Деловой этикет регламентирует иерархию служебных, возрастных, половых различий людей. Этикетные правила предполагают конкретную деловую ситуацию и задают готовую модель конкретного действия в ней.
На частый вопрос руководителей, может ли сотрудник освоить правила делового этикета на тренингах, можно ответить так. Сотрудник сможет вспомнить, узнать, актуализировать знания по деловому этикету и потренировать навыки этикетного делового поведения. Такое тренинговое обучение затрагивает поведенческий уровень. Уровень ценностей и нравственности, скорее всего, на тренингах может быть затронут в минимальной степени, поскольку требует больше времени и других форм работы. Изменится ли поведение персонала на рабочем месте в более этикетную сторону после специального обучения, сказать сложно. Ответ на этот вопрос зависит от личного выбора и собственной воли каждого сотрудника и других факторов.
Автор: Вера Кобзева. www.kobzeva.ru
Полностью статью читайте в журнале "КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА".
|